Печь — лучший экспонат
Промышленный туризм в России
Запросы путешественников давно не ограничиваются пляжным отдыхом и прогулками по городу. Теперь им хочется увидеть, как пекут торты, как разливают крем по тубам и как станки печатают узоры на ткани. Наблюдая за тем, как создается тот или иной продукт, туристы лучше узнают историю региона и знакомятся с тем, как живут там люди. С каждым годом промышленный туризм становится все популярнее и разнообразнее. В Саудовской Аравии, например, недавно объявили о намерении построить парк развлечений для туристов на нефтяной вышке. Российские предприятия не отстают: они тоже начинают открываться для экскурсантов.
Коричневая масса плавно покрывает ребристую форму, застывает и превращается в узорчатый слиток. Экскурсовод берет его с конвейера и ломает шоколад на несколько частей. «Сейчас ваше настроение улучшится,— сообщает гид,— ведь эта плитка изготовлена по рецепту XVIII века семьи Аматлер». Пускать на производство в Испании начали еще в 20-х годах прошлого века. Дамы в нарядных платьях, сопровождаемые импозантными мужчинами, желали видеть, как огромные зеленые какао-бобы превращаются сначала в порошок, а затем в плитки. Владельцы фабрики Аматлер поняли, что после таких туров продажи растут и их продукт приобретает все большую известность в мире. До сих пор этот рекламный ход работает на увеличение продаж продукции. Круг покупателей постоянно расширяется благодаря туристам.
За рубежом выгоды от промышленного туризма оценили давно. Во Франции возят на парфюмерную фабрику «Фрагонар» и многочисленные устричные фермы, в Шотландии открыт для посещений музей-завод виски, в Израиле показывают, как производятся кремы с минералами Мертвого моря.
Первыми пустили в цеха любопытствующих американские компании. Основоположником промышленного туризма считают вискокурню Jack Daniel’s, расположенную в городе Линчбург, штат Теннеси. В 1886 году дирекция компании решила расширить деятельность и пустить туристов в свои мастерские. Опыт переняли почти все американские фабрики — в Штатах не осталось ни одного известного предприятия, которое не зазывало бы путешественников ознакомиться со своим производством. Принципа открытости стали придерживаться все участники рынка — его игнорирование не шло на пользу репутации. Но только с 60-х годов прошлого века к индустриальному туризму начали относиться как к отдельному сегменту рынка, на котором можно и заработать.
Индустриальный туризм разделяют на два важных направления: экскурсии в действующие цеха и на старые законсервированные заводы, где все — из другой эпохи. В России первыми пустил к себе экскурсантов московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково». Вскоре новый тренд освоили петербургская «Балтика», подмосковная компания «ОСТ-Алко» («Черноголовка»), «Мосфильм», Останкинская башня, Ногинский хладокомбинат. Но по-настоящему индустриальный туризм в России начинает разворачиваться только сейчас. По всей стране можно насчитать не больше 20 предприятий, постоянно принимающих экскурсионные группы. Владельцы многих компаний пока не спешат развивать у себя это прибыльное направление. Чаще всего российские производственники отказываются от этого на стадии финансирования, необходимого для подготовки пространства к приему гостей и внесения корректировок в рабочий процесс. Для постоянного потока больших туристических групп нужно взаимодействовать с гидами, согласовывать время экскурсий, выстраивать отношения с туроператорами, что на первых порах может оказаться непростой задачей.
Одним из главных мотивационных факторов для предприятия, которое все же решилось развивать у себя направление промышленного туризма, является повышение инвестиционной привлекательности компании и ее имиджа как внутри страны, так и за рубежом. «Открытость производства в конечном итоге способствует созданию доверия потребителя к продукции, продвижению ее на рынке, демонстрации инновационных технологий,— уверена директор промышленного музея "Северская домна" Анна Трепалова.— К тому же в организации промышленных экскурсий участвует и производственный персонал цехов, их вовлечение в процесс в значительной степени способствует укреплению корпоративного духа».
Когда посетителей становится много, кроме рекламы это начинает приносить и деньги. К примеру, шоколадную фабрику Cadbury в Великобритании в начале 2000-х посещало до 400 тыс. туристов в год, французскую приливную электростанцию «Ля Ранс» — 300 тыс., завод BMW в Германии — 260 тыс. Если умножить этот поток на стоимость билета на экскурсию, то прибыль от посещений может перевалить за несколько миллионов евро.
На Челябинском трубопрокатном заводе, входящем в Трубную металлургическую компанию (ТМК), сейчас тоже продумывают новые маршруты. Туристам показывают цех по выпуску труб большого диаметра, крупнейший в Европе, и предприятие ЭТЕРНО, где производятся штампосварные детали трубопроводов и кастомизированное оборудование.
Со старинными мануфактурами история другая. В России их множество, но не все они превратились в прекрасные музеи, где можно погрузиться в события прошлой эпохи.
Одним из самых продвинутых в этом направлении в нашей стране считается музейный комплекс «Северская домна», расположившийся в здании входящего в ТМК Северского трубного завода (СТЗ), который в свое время выпускал металлопродукцию для всего Урала.
Глядя на здание из красного кирпича с многочисленными арками, не верится, что в нем располагались производственные цеха. Рассматривая огромные станки, погружаешься в атмосферу XIX века. Живо представляешь себе, как бригады рабочих плавили тут чугун, большими молотами ковали железо. По наклонным мостам и галереям подвозили к печи руду на повозках, которые тащили лошади. Еще в начале XVIII века в этих краях обнаружили богатые залежи железной руды. Историк, географ, экономист и государственный деятель Василий Татищев, находясь в должности начальника горных казенных заводов (а фактически управляющего Уральским краем), выбрал место для строительства железоделательного завода. Вокруг предприятия селились рабочие, из этих поселений вырос позже город Полевской, в котором и по сей день хорошо развита металлургическая промышленность. Через пару десятков лет железный бизнес у государства выкупил купец Алексей Турчанинов.
Шедевр производственной архитектуры на заводе — доменная печь. Ее выложили в 1860 году в церковном стиле с башней, увенчанной куполом. Прямо под ним и находилась печь, как алтарь в храме. Она уникальна — это единственная печь середины XIX века, сохранившаяся в России и Европе. Оборудование, оставшееся в первозданном виде, позволяет во всех мелочах представить себе производственный процесс позапрошлого столетия. Каждый день в этой печи выплавлялось 40 тонн чугуна. На самом верху — колошниковая площадка, с которой забрасывали в печь железную руду, уголь и известняк.
В здании кричной фабрики, которую построили еще в 1842 году и где когда-то добывали железо, особым образом обрабатывая руду или чугун, сегодня создана экспозиция по истории предприятия. Она прекрасно сочетается с подлинными механизмами, которые сохранились в здании с 1890-х годов. 30-тонный маховик прокатного стана, который приводился в движение водой, заставлял работать весь механизм. Писатель Алексей Иванов разместил на обложке своей книги «Горнозаводская цивилизация» фотографию этого колеса. В зале сохранилась и наковальня от большого парового молота.
Во дворе музея расположилась экспозиция СТЗ, по которой можно проследить промышленную эволюцию от советской эпохи до наших дней. На фоне маховиков и краснокирпичных стен выделяется железная разноцветная резная Спасо-Преображенская часовня с зеркальными вставками. Эта точная копия часовни 1894 года появилась здесь восемь лет назад. В XIX веке на ее строительство рабочие собирали по две копейки с каждого заработанного рубля.
«Северская домна» привлекает не только любителей истории и туристов, но также режиссеров и писателей. Здесь в начале 1980-х годов снимал «Демидовых» Ярополк Лапшин. Два года назад Юрий Мороз выбрал «Северскую домну» для работы над фильмом «Угрюм-река». В музее теперь хранятся деревянные весы — реквизит, оставшийся после съемок.
Этот единственный в своем роде музейный комплекс ТМК открыла в 2009 году и постоянно расширяет его: сейчас на площадке ведется реконструкция, обновляется экспозиция, расширяются пространства для организации масштабных культурных проектов. В 2022 году музей станет одним из основных пунктов нового туристического маршрута, который познакомит гостей не только с историческим, но и с действующим производством. Проект «Заводись, мы едем на завод!» был запущен в тестовом режиме в 2021 году — тогда завод посетили 500 человек. Теперь экскурсии в горячие цеха — электросталеплавильный и трубопрокатный — станут регулярными. Чтобы сломать стереотипы и показать современную металлургию — высокотехнологичную и экологичную, говорят в компании.