Учиться, учиться и еще раз отчитываться
Минпросвещения выслушало жалобы учителей на свои же запросы
Министерство просвещения подвело итоги сбора жалоб и предложений от российских учителей. Как оказалось, педагоги просят сократить число отчетов и других документов, которые им приходится заполнять. В министерстве услышали жалобы на бюрократическую нагрузку и готовы решать проблемы, но пока «точечно», а сбор предложений будут повторять ежегодно.
Минпросвещения объявило сбор предложений от учителей в середине сентября. Ведомство получило более 300 обращений, отметили в пресс-службе.
«Наибольшее количество жалоб поступило из Омской области и Забайкальского края. Самыми популярными темами стали излишняя отчетность, необходимость сокращения бюрократической нагрузки, низкая заработная плата»,— сообщили в министерстве.
Учителя предлагают ограничить отчетность исключительно основными документами, хотели бы перейти на электронный формат и исключить дублирование при заполнении разных отчетов. Среди других предложений — создание единого калькулятора расчета заработной платы учителя и увеличение зарплаты в связи с ростом нагрузки. Часть педагогов просит снять с них обязанности, касающиеся внеурочной деятельности.
Глава министерства Сергей Кравцов заявил, что в России и так уже очень многое сделано для снижения нагрузки на учителей: «Далее мы будем решать вопросы точечно — в конкретных регионах, откуда поступают обращения». Господин Кравцов обещал, что сбор предложений «с мест» будет проходить ежегодно.
Зампред Общероссийского профсоюза образования (охватывает 4 млн педагогов) Михаил Авдеенко напоминает, что проблема бюрократической нагрузки на учителей обсуждается активно уже несколько лет, «но каждая очередная инициатива с федерального, регионального или муниципального уровня лишь увеличивает объем отчетов».
При этом в Москве такой проблемы практически нет, говорит господин Авдеенко: «Тут в школах есть специальные люди, которые занимаются аналитикой и отчетами. А в других регионах все делают учителя. Например, если школа выиграла грант или готовится к конкурсу — кто участвует в этом, тот и занимается бумагами». По его словам, в профсоюз приходит много жалоб именно на «бумажную нагрузку»: «Мы с депутатами предыдущего созыва написали законопроект с коротким перечнем документов, которые должен заполнять учитель. Минпросвещения вроде было заинтересовано, но в итоге ушло в сторону, и законопроект не прошел первое чтение». Также господин Авдеенко напомнил, что ранее профсоюз вместе с министерством готовил рекомендации по снижению бюрократической нагрузки на педагогов: «Но на наш взгляд, проблему надо решать через федеральное законодательство».
В профсоюзе «Учитель» (45 первичных организаций в 17 регионах) к дополнительной бумажной нагрузке относят, например, всероссийские проверочные работы (ВПР) — этот вид контроля знаний был введен, когда Сергей Кравцов возглавлял Рособрнадзор. «У меня 90 шестиклассников, а задание ВПР занимает шесть листов,— поясняет учитель математики школы №24 Оренбурга, член профсоюза Елена Щукина.— Мне надо проверить за два-три дня более 500 листов, проанализировать итоги и занести их в таблицу. При этом оценка за ВПР никуда не идет, а результаты обычно нехорошие, так как учебники разные, и программа может не совпадать с заданием». Педагог жалуется, что ей приходится ежедневно не только выполнять обязанности, не связанные с процессом обучения: измерять температуру у детей и вести соответствующий журнал, переписываться с родителями неявившихся учеников и со столовой относительно того, кто собирается и фактически пришел обедать. Госпожа Щукина поясняет, что эти действия она выполняет как классный руководитель, но кроме этого ей приходится вести журналы индивидуальных занятий с детьми, заполнять планы работы подготовки к ЕГЭ и готовить контрольные срезы для 9–11-х классов, отчитываться за экскурсии и занятия по профориентации старшеклассников и периодически выполнять «разные дополнительные задания» городского управления образования. Раз в квартал госпожа Щукина распечатывает оценки из электронного журнала для родителей, у которых нет аккаунта на «Госуслугах», а раз в год корректирует учебную программу.
При этом учителям, по ее мнению, было бы достаточно работы с четырьмя документами: учебной программой, ежедневным планом на урок, электронным журналом с оценками и планом по воспитательной работе.
За анализ контрольных работ, к примеру, должны отвечать завучи, а не учителя, считает преподаватель математики.
Напомним, о сокращении бюрократической нагрузки на учителей президент Владимир Путин заявлял еще в 2015 году. По его словам, вести бумажную работу должны администраторы школ. В декабре 2020 года Минпросвещения и Рособрнадзор направили в регионы рекомендации о том, что обязательная документация для школы должна ограничиваться четырьмя ключевыми документами: основной образовательной программой, журналом учета успеваемости, журналом группы продленного дня, материалами личного дела учеников. В июле 2021 года были приняты поправки к ФЗ «Об образовании», разрешающие школам не разрабатывать учебно-методическую документацию в случае использования типовых учебных программ. В очередной раз глава государства требовал снизить нагрузку на учителей в начале октября 2021 года.