Москва за скоростью не гонится
Столичный парламент обсудит отмену нештрафуемого порога
Мосгордума рассмотрит инициативу оппозиционного депутата Дарьи Бесединой о радикальном ужесточении наказания водителей, превышающих скорость. Поправками к КоАП предлагается снизить так называемый нештрафуемый порог с 20 км/ч до 5 км/ч, а к нарушителям скоростного режима применять административный арест и штрафы до 20 тыс. руб. Департамент транспорта «концептуально» поддержал законопроект. Как выяснил “Ъ”, собственная система наказаний за превышение скорости содержится в проекте нового КоАП от Минюста. Но она все же направлена на самых злостных лихачей.
В понедельник комиссия Мосгордумы по законодательству рассмотрела проект поправок к КоАП РФ от депутата Дарьи Бесединой («Яблоко»). Действующая редакция, напомним, содержит так называемый нештрафуемый порог в 20 км/ч. Госпожа Беседина хочет отказаться от этой практики. За превышение в 5–10 км/ч она предлагает штрафовать на 500 руб., при 10–20 км/ч — на 1 тыс. руб. Если водитель превысил лимит на 20–40 км/ч — он будет оштрафован на 2,5 тыс. руб. (действующий штраф — 500 руб.).
За скорость на 40–60 км/ч выше «знаковой» накажут обязательными работами до 35 часов или штрафом в 10 тыс. руб. (вместо штрафа 1–1,5 тыс. руб.). При превышении на 60–80 км/ч лихача ждут до 60 часов обязательных работ или штраф в размере 15–20 тыс. руб. с лишением прав (сейчас штраф 2–2,5 тыс. руб. или лишение). А при превышении более чем на 80 км/ч Дарья Беседина предложила наказание в виде административного ареста до 15 суток с лишением прав (сегодня применяется штраф 5 тыс. руб. или лишение). Также она хочет исключить право уплаты с дисконтом любых штрафов за превышение скорости.
Госпожа Беседина приводит в пример Данию, где в 2012 году были ужесточены штрафы (в том числе за превышение скорости) — и после этого резко сократилась аварийность. Действующая в РФ система штрафов вместе с нештрафуемым порогом, говорит госпожа Беседина, воспринимается нарушителями не как наказание, а как плата за проезд: «Штрафы издевательски маленькие».
Это не первая попытка отмены введенного в 2013 году нештрафуемого порога. ГИБДД пыталась сделать это еще в 2014 году, но тот законопроект до Госдумы не дошел. В 2018 году инициативу продвигала столичная мэрия — тоже безрезультатно. В 2020–2021 годах тема несколько раз поднималась на совещаниях в правительстве РФ (последний раз в этом мае). Но непопулярное решение так и не было принято.
Замглавы дептранса Москвы Андрей Корнеев заявил, что ведомство поддерживает законопроект «концептуально», но его еще надо доработать.
Главный вопрос — сможет ли водитель контролировать скорость машины настолько точно, чтобы уложиться в 5 км/ч. Лучше установить лимит на уровне 10 км/ч, считает чиновник.
Начальник управления охраны общественного порядка столичной полиции Алексей Диокин заявил, что МВД не раз высказывало свою позицию по этому вопросу: «Пока это предложение преждевременно. Прежде чем рассматривать ликвидацию порога и повышение ответственности, нужно привести в соответствие улично-дорожную сеть». Нештрафуемый порог позволяет избежать лишних постановлений при «рваных» скоростных режимах, заметил депутат Мосгордумы Павел Тарасов (КПРФ). Речь идет о распространенном явлении, когда знаки на дорогах меняются слишком часто, поэтому водитель не успевает притормозить и невольно превышает.
Комиссия по законодательству рекомендовала рассмотреть законопроект Дарьи Бесединой на пленарном заседании Мосгордумы (на одном из ближайших, но не завтра). Если депутаты поддержат инициативу, то ее направят на рассмотрение Госдумы.
Госпоже Бесединой следовало бы обратиться со своей идеей в Минюст, где сейчас готовится проект нового КоАП (“Ъ” рассказывал о нем неоднократно), заметил Андрей Корнеев. В министерстве, отвечая на запрос “Ъ”, заявили, что документ находится «на завершающей стадии подготовки» и не предусматривает повышения штрафов за превышение скорости.
Но изменения в этой части все-таки планируются, выяснил “Ъ”, хотя и менее радикальные, чем идеи Дарьи Бесединой.
Количество составов, которые войдут в ст. 21.9 нового кодекса (аналог ст. 12.9 в действующем КоАП), сократится с семи до четырех, рассказывает знакомый с его разработкой источник “Ъ”. Наказания будут предусмотрены за превышение на 20–40 км/ч, на 40–60 км/ч, свыше 60 км/ч и за повторное превышение более чем на 40 км/ч. Отдельных штрафов за превышение на 60–80 км/ч и более чем на 80 км/ч, как сейчас, больше не будет. Кроме того, при согласовании последней версии МВД предложило в кодексе точечные ужесточения, отмечает собеседник “Ъ”. В частности, поднять максимальный штраф за превышение на 60–80 км/ч с 2,5 тыс. до 5 тыс. руб.