Тише едешь – дальше будешь
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов о борьбе с превышением скорости
Превышение скорости является самой распространенной причиной аварий в мире, и наоборот, снижение скорости движения, по статистике, ведет к сокращению числа происшествий. В России каждый водитель в среднем получает два с половиной штрафа за превышение скорости в год, но уровень смертности на дорогах остается высоким – именно нарушение скоростного режима ведет к самым тяжелым ДТП. Чтобы мотивировать автомобилистов придерживаться правил, предприниматель Дмитрий Давыдов предлагает повысить штрафы, а также ввести обязательное оборудование автомобилей интеллектуальными ассистентами скорости.
Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 1,3 млн человек – такую оценку приводит Всемирная организация здравоохранения. Самой распространенной причиной аварий является превышение скорости: в развитых странах с этим фактором связано 30% смертей в ДТП, а в развивающихся странах – около 50%. Поэтому основной инструмент предотвращения аварий – установление ограничений скорости движения: это позволяет выравнивать потоки автомобилей и избегать столкновений по причине обгонов. Пороговые значения разнятся: от 30 км/ч в Ватикане до 120 км/ч в США (речь об ограничении скорости движения в городах), однако далеко не все автомобилисты добровольно соблюдают скоростной режим.
В России превышение скорости является самым частым правонарушением на дорогах. Более того, смертельные аварии, по данным ГИБДД, происходят в основном из-за столкновений, выезда на встречную полосу и наезда на пешеходов, но главной причиной этих ДТП также становится превышение скорости – либо из-за неправильной оценки ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо из-за умышленного нарушения. Больше всего смертельных аварий приходится на федеральные автодороги (более 40%). Всего в прошлом году на российских дорогах погибло более 16 тыс. человек (показатель смертности составил 10,9 человек на 100 тыс. населения).
Штрафы за превышение в прошлом году скорости составили 85% от общего числа штрафов, а их количество увеличилось до 124 млн – то есть на 23% по сравнению с 2019 годом. В среднем каждый автомобиль в России был оштрафован за слишком быструю езду 2,5 раза в течение года. Всего же российские автовладельцы задолжали приставам по штрафам за нарушение правил дорожного движения более 18 млрд руб. – систематическое нарушение скоростного режима является нормой жизни для многих россиян.
Наибольший риск представляют именно те автомобилисты, которые чаще других нарушают скоростной режим – по данным департамента транспорта Москвы, ими нередко оказываются владельцы дорогих машин: в среднем одна московская Lamborghini получает чуть меньше 11 штрафов, а каждый Rolls-Royce собирает по 8,7 штрафов. В «антирейтинге» по результатам трехмесячного мониторинга в первом квартале этого года оказались также владельцы Bentley, Ferrari и Genesis.
Столичные власти уже проводят эксперименты по «принудительному» регулированию скоростного режима – к примеру, в Зеленограде под асфальтом установили детекторы, которые способны определять скорость движения автомобилей на определённом участке. В случае, если фиксируется превышение разрешённой максимальной скорости, электроника отдаёт команду светофору на ближайшем перекрёстке, который включает запрещающий сигнал, — это названо «принудительной остановкой». При этом движение встречных автомобилей не блокируется.
Однако, как считает предприниматель Дмитрий Давыдов, необходимо и повышение штрафов – с учетом инфляции их реальный размер снижается с каждым годом, поэтому автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает поднять штраф за превышение скорости на величину более 20 км/час, но не более 40 км/час, а также ввести штраф за превышение скорости от 10 км/час до 20 км/час. Сейчас Кодексом об административных правонарушениях за превышение скорости на величину более 20 км/ч, но не выше 40 км/ч, установлен лишь штраф в размере 500 руб., максимальным наказанием – за превышение на величину более 80 км/час – является штраф в размере 5000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок до шести месяцев. Во многих странах применяются более высокие штрафы: так, во Франции их размер составляет от €135 до €1500. В Германии действует штраф на превышение скорости даже на 10 км/ч: его величина с ноября вырастет вдвое – до €30; в случае же превышения скорости более чем на 30 км/ч штраф уже составит €260, а при превышении на 70 км/ч – €800.
В Евросоюзе применяют и другие меры для борьбы с превышением скорости. В этом году Европейская Комиссия издала постановление, согласно которому все автомобили, поступающие на рынок от производителей, должны быть оснащены специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью, так называемой Intelligent Speed Assistant (ISA). Эта система использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и/или подключенную через GPS базу данных ограничений скорости. ISA выполняет, как правило, предупредительную функцию, но в некоторых версиях может и ограничить мощность двигателя, предотвращая ускорение выше лимита или постепенно снижая скорость. Технический регламент Евросоюза определил четыре допустимых метода предупреждения водителя о превышении скорости: это каскадное звуковое или вибрационное предупреждение, легкий обратный толчок педали ускорения или автоматическое плавное снижение скорости.
Первые два метода не предполагают вмешательства в управление автомобилем, а лишь выполняют функцию оповещения. При этом сначала должно появиться визуальное предупреждение, и только в случае отсутствия реакции водителя включается звуковой или вибрационный сигнал. Третий метод дает обратную связь водителю через толчок ноги на педали газа, тем самым побуждая переставить ее на педаль торможения. В четвертом случае автомобиль сам начинает плавно снижать скорость. Несмотря на то что система при третьем и четвертом методе вмешивается в процесс вождения, водитель всегда имеет возможность без усилий обойти ограничение, нажав педаль газа немного глубже.
Таким образом, ассистент скорости призван помочь водителю контролировать скоростной режим и мотивировать избегать сознательного нарушения правил. С июля 2022 года в Евросоюзе любые новые модели авто, представленные производителями на рынок, должны быть снабжены системой ISA. А с июля 2024 года будет полностью запрещена продажа и регистрация новых автомобилей без оснащения такой системой.
Всего в авариях на дорогах ЕС в прошлом году погибло 18,1 тыс. человек (42 случая на 1 млн жителей, в среднем по миру – 180 случаев), при этом за последние десять лет показатель снизился на 36%. Самые безопасные дороги – в Швеции (18 случаев на 1 млн жителей), а в двух городах – Осло и Хельсинки – еще в 2019 году была достигнута цель по нулевому количеству смертельных аварий с участием пешеходов и велосипедистов.
В Швеции была зафиксирована тесная взаимосвязь между средней скоростью движения и количеством аварий: снижение первой на 1 км/ч ведет к сокращению числа происшествий на 2% в случае с шоссе (где действует ограничение в 120 км/ч) и на 4% в городе (где ограничение установлено на уровне 50 км/ч). Схожие исследования проводились в Великобритании, и там также была установлена тесная взаимосвязь между снижением скорости движения и количеством аварий (на 1-4% в городах и на 2,5-5,5% в сельской местности). Это объясняется тем, что на более высокой скорости у водителей остается меньше времени, чтобы отреагировать на неожиданные изменения. По данным Европейской комиссии, риски попадания в аварию вследствие превышения скорости даже выше, чем при употреблении алкоголя за рулем.
В России снижение смертности на дорогах является одним из целевых показателей нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». План предусматривает, что к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9). В Евросоюзе показатель смертности на дорогах в 2020 году уже составил 4,2, но обозначена цель к 2030 году снизить этот показатель вдвое, а в 2050 году и вовсе свести к нулю.
Для снижения смертности на дорогах Дмитрий Давыдов предлагает на законодательном уровне установить обязательное оснащение всех автомобилей аналогичными системами интеллектуального ассистента скорости. Такое оборудование может быть как встроенным в заводскую комплектацию автомобиля, так и установленным специализированными сервисными компаниями. Отсутствие такой системы или управление транспортным средством с заведомо неисправной системой должно квалифицироваться как нарушение требований к надлежащему техническому состоянию, за что законом может быть предусмотрен штраф.
Для оснащения всех автомобилей предприниматель предлагает ввести отсрочку на три-четыре года – это позволит участникам рынка подстроиться под новый технический регламент. По истечении этого срока предлагается запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель по умолчанию не встроил систему интеллектуального ассистента скорости. Благодаря таким мерам со временем все автомобили в стране будут оборудованы системой безопасности нового поколения.
«Законопослушным гражданам внедрение ассистента будет выгодно, так как позволит избегать ситуаций, когда превышение скорости происходит неосознанно, – отмечает Дмитрий Давыдов. – Другие автомобили, идущие на обгон, отвлечение внимания на навигатор, снижение концентрации из-за усталости и прочие отвлекающие факторы часто служат причиной того, что водитель не замечает знаков ограничения скорости». Интеллектуальный ассистент скорости позволит защитить водителей в таких ситуациях и избавит от нежелательных штрафов. В то же время любое зафиксированное превышение скорости будет означать, что водитель осознанно пошел на нарушение правил дорожного движения, что может повлечь более серьезное наказание.
«Самый главный эффект предлагаемых мер заключается в том, что количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится», – надеется предприниматель. Но необходима законодательная поддержка этих предложений по внедрению современных технологий и повышению штрафов от государства.
Предоставлено Дмитрием Давыдовым