Туман опустился на взлетную полосу
Как это отразилось на работе аэропортов
В московских аэропортах из-за тумана отменили или задержали более 200 рейсов. Синоптики прогнозировали, что он рассеется к 10:00-11:00, однако теперь в МЧС утверждают, что он сохранится дольше. Некоторые самолеты, которые не смогли приземлиться в столице, уходят на другие аэродромы, в том числе в Санкт-Петербурге и Риге. Более 30 московских рейсов принял аэропорт Нижнего Новгорода.
Как только солнце сможет прогреть воздушные массы, туман исчезнет, говорит ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус. По его словам, это произойдет в течение нескольких часов: «Как только солнце станет выше над горизонтом, чтобы оно смогло хоть как-то прогревать воздушные массы, туманы будут ослабевать и рассеются во второй половине дня. Но пока они достаточно густые. Видимость, если говорить об аэропортах московского аэроузла, меняется от 50 до 100 м, она очень низкая, в таких условиях сложно выполнять взлет и посадку.
В условиях антициклональной погоды влажность воздуха довольно высокая, нисходящие воздушные потоки, малооблачная погода, тихий штилевой ветер — все это и стало причиной того, что вчера вечером в центральной части России температура резко понизилась на несколько градусов за несколько часов, что привело к конденсации водяного пара. Туманы сохраняются, потому что солнце поднимается не очень высоко над горизонтом, не происходит активного прогрева и перемешивания воздушных масс.
Это такая погода, для которой характерны штилевой ветер и нисходящие воздушные потоки. Сейчас активно идет уборка на приусадебных участках, люди жгут листву, машины никуда не делись, работают предприятия, ТЭЦ. Все, что выбрасывается в атмосферу, никуда не уходит, не рассеивается.
В ближайшие дни тумана не ожидается, погода будет довольно облачная, ветреная, с дождями, но очень теплая.
Циклоны принесут к берегам Москвы-реки хорошо прогретые влажные воздушные массы из Атлантики. Пик потепления придется 4-5 ноября, когда температура, в том числе в Москве, превысит отметку в +10 градусов».
Как в такую погоду должны действовать пилоты? И кто принимает решения о посадке? На эти вопросы “Ъ FM” ответил заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Есть самолеты в воздухе, которым необходимо совершить посадку, а также те, которые собираются взлетать. Условия для этого различные. Если воздушное судно для взлета может иметь минимальную видимость 125 м, то при фактической метеорологической видимости 125 м диспетчер дает разрешение, командир решает взлетать, если получил соответствующую тренировку на тренажере.
Существует минимум аэропорта, и если видимость и нижняя граница облачности не соответствуют этим условиям, значит, аэроузел просто закрывается по метеоусловиям. Это сейчас происходит в московском аэропорту, поэтому самолеты направляются далеко, например, в Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Современный аэротранспорт оснащен оборудованием, которое позволяет сесть автоматически, то есть не касаясь штурвала или Side-stick — ручки управления на Airbus и Superjet. То же самое сейчас делают пассажирские современные самолеты. Юридически ответственность лежит на командире корабля, но на самом деле запретить или разрешить посадку может диспетчер.
Это будет зависеть от соответствия определенным минимумам, у каждого самолета они свои. Дальше командир корабля снижается, дойдя до предельных значений, если установлен визуальный контакт с земной поверхностью или с огнями ВПП, он продолжает заход на посадку. Если минимум не соответствует, он нажимает кнопочку ухода на второй круг, двигатели выходят на взлетный режим, и самолет в автоматическом режиме идет на запасной аэродром».
Сейчас видимость на дорогах не превышает 700 м. Власти просят автовладельцев отказаться от поездок на личном транспорте, а пешеходов — надеть яркую одежду.