QR-коды истощили трафик и выручку
Посещаемость челябинских ТРК упала более чем на 50% после ужесточения антиковидных мер
В Челябинске резко снизилось число посетителей в торговых и развлекательных комплексах после введения запрета на их посещение без QR-кодов. В среднем покупательский трафик упал более чем на 50%. Выручка арендаторов снизилась более чем на 60%. Эксперты пока не ожидают вызванного ограничениями оттока ритейлеров из торговых комплексов в отдельно стоящие здания или стрит-ритейл.
В торговых комплексах Челябинска резко снизился поток посетителей в «нерабочие» дни. С 30 октября туда не пускают никого без QR-кодов, удостоверяющих вакцинацию против COVID-19 или перенесенное заболевание за последние полгода.
В торгово-развлекательном комплексе «Фокус» “Ъ-Южный Урал” рассказали, что посещаемость снизилась в среднем на 40–50%. «Оценивать объемы недополученных доходов у арендаторов пока рано, прошло всего три дня работы ТРК в режиме QR-кодов. Для объективной оценки необходимо как минимум несколько недель»,— отмечают представители комплекса. По их словам, проблем с проверкой QR-кодов нет.
По словам генерального директора ООО «Родник» Элины Шумковой, управляющей крупнейшими челябинскими ТРК — «Алмаз», «Родник», а также «Урал», посетительский трафик за выходные сократился на 52–55%, а в будни людей стало еще меньше.
Генеральный директор ООО «Мегаполис» Александр Одольский в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что после введения QR-кодов выручка заведений общепита холдинга, расположенных в ТРК, упала до 70%. «По развлекательному комплексу падение серьезное — 50–60%. Организовали отдельные входы в рестораны, QR-кодов там не проверяют. Но мы работаем в “Алмазе”, “Роднике”, “Фокусе”, там поток посетителей упал в два раза, и соответственно, выручка процентов на 60–70. Конечно, введение QR-кодов повлияло катастрофически. Кроме того, ночные клубы, рестораны теперь не работают по ночам, это тоже серьезно на выручку влияет. Эта ситуация напоминает падение декабря 2020 года»,— говорит господин Одольский. По его мнению, введенные ограничения будут действовать как минимум до февраля 2022 года, что может привести к очередной волне закрытия заведений в Челябинске.
Некоторые работающие в ТРК ритейлеры нашли возможность избежать ограничений. Так, при посещении «Ашана» в комплексе «Родник» QR-коды не спрашивают, так как там организован отдельный вход. А в ТРК «Космос» в «Ашан» без кода можно прийти в нерабочие для остальных арендаторов часы — с 8:00 до 10:00 и с 22:00 до 23:00.
По мнению генерального директора компании «IBC Недвижимость» Станислава Ахмедзянова, резкое падение трафика вряд ли заставит арендаторов покинуть ТРК. «Изменить ситуацию на рынке коммерческой недвижимости за такой краткосрочный период невозможно. Очередной локдаун — это недели две-три, но бизнес планируется на более долгосрочную перспективу. Возможности для магазинов и заведений общепита в отдельно стоящих зданиях или стрит-ритейле не такие высокие, поэтому бизнес из торговых комплексов не уйдет»,— считает эксперт.
Распоряжение о введении дополнительных ограничительных мер в Челябинской области губернатор Алексей Текслер подписал 21 октября. Согласно документу, с 30 октября запрещено посещение торговых центров, торговых и торгово-развлекательных комплексов, а также санаториев, профилакториев и баз отдыха без QR-кодов. Кроме того, с 30 октября по 7 ноября без кодов не пускают в парикмахерские, салоны красоты, солярии, бани, сауны, фитнес-центры, бассейны и другие подобные объекты. С 25 октября заведениям общепита запрещено работать с 23:00 до 6:00. Еще с 18 октября QR-коды проверяют при посещении учреждений культуры и спорта, а также развлекательных заведений.