«Яндекс» раздвигает сторы
«Яндекс.Маркет» запустит экспресс-доставку со своих складов
«Яндекс» начнет развивать в регионах новую экспресс-доставку из dark store «Яндекс.Маркета». В отличие от «Яндекс.Лавки» проект нацелен на массовую аудиторию и работу с большей долей непродовольственных товаров, что позволит конкурировать с Ozon Express в срочной доставке электроники. Но сервис уже отстает от конкурентов, а в условиях общеотраслевой нехватки курьеров платить персоналу для нового проекта придется больше, что дополнительно осложнит выход на прибыль.
«Яндекс.Маркет» запустит экспресс-доставку товаров повседневного спроса из собственных dark store, рассказали “Ъ” в «Яндексе». На старте в ассортименте будет 2–3 тыс. наименований, позднее число может вырасти в несколько раз. Мини-склады «Яндекс.Маркета» площадью до 1 тыс. кв. м будут запускаться в городах, где не работает «Яндекс.Лавка». Знакомый с планами собеседник “Ъ” называет в их числе Новосибирск и города в двух регионах на юге страны.
«Яндекс.Лавка» специализируется на доставке продуктов, в России управляет более чем 400 мини-складов. Этот проект продолжит развиваться самостоятельно, в том числе по франшизе, уточнили в компании. Там добавили, что сеть «Яндекс.Маркета» будет отличать более широкий ассортимент непродовольственных товаров, ориентация на массовую аудиторию и большая площадь объектов. По итогам третьего квартала оборот «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Лавки» и доставок «Яндекс.Еды» из магазинов вырос на 214%, до 41,8 млрд руб. год к году, сообщили в компании.
Сейчас в сегменте экспресс-доставки из dark store по числу точек и обороту лидирует «Самокат», который входит в СП Сбербанка и VK. По итогам третьего квартала у сервиса 758 мини-складов в 22 городах. В январе—июне оборот «Самоката» был на уровне 15,9 млрд руб., «Яндекс.Лавки» — 11,7 млрд руб., подсчитывали в Infoline.
Собственные dark store нужны «Яндекс.Маркету», чтобы протестировать модель, схожую с Ozon Express, полагает партнер Data Insight Федор Вирин.
«Срочная доставка, как показал сервис Ozon, это не только продукты и FMCG (товары повседневного спроса.— “Ъ”), но и, например, телефоны и прочая электроника. Их наличие на таких складах для срочной доставки требует совсем другого размера склада, потому что ассортимент шире, а оборачиваемость ниже»,— отмечает он. По мнению эксперта, новый формат «Яндекс.Маркета» позволит активнее развиваться в регионах, где спрос на срочную доставку продуктов еще не сформирован, но есть спрос на экспресс-доставку подарков и непродовольственных товаров.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что экспресс-доставка может стать драйвером роста продаж «Яндекса» в регионах. «Развитие инфраструктуры, по которому "Яндекс.Маркет" долго время отставал от лидеров рынка, и мини-складов позволит сформировать определенные конкурентные преимущества перед такими игроками, как Wildberries, у которых экспресс-доставку берут на себя продавцы»,— рассуждает он.
Ориентацию на более массовый сегмент господин Бурмистров считает оправданной, поскольку «Яндекс.Лавка» сегодня заметно дороже таких игроков, как X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Вкусвилл» и «Лента». Но, добавляет эксперт, экспресс-доставке «Яндекс.Маркета» в данном случае предстоит догонять ключевых конкурентов. По его словам, «Самокат» уже работает во всех ключевых городах, а Ozon Express выходит в новые регионы и ежеквартально удваивает оборот.
Тигран Худавердян, управляющий директор группы «Яндекс», в интервью Forbes в июне 2021 года:
«Много условий должно сойтись, чтобы люди совершали все основные покупки на одном маркетплейсе».
«Яндекс» запускает новый сервис на фоне жесткой нехватки курьеров в отрасли, что уже привело к росту цен на экспресс-доставку в Москве у многих сервисов и регулярным задержкам с выполнением заказов. Исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов говорит, что возникшая в Москве нехватка курьеров фактически «высосала» кадры и из регионов, поскольку компании сферы e-commerce были готовы платить кандидатам выше рынка. Таким образом, выходя в регионы, «Яндексу» в пересчете на одну доставку придется платить еще больше, чем курьеру в Москве, предупреждает он. По мнению господина Кургузова, сервисам экспресс-доставки в регионах и без того тяжелее выйти на прибыль, поскольку в сравнении с крупнейшими городами курьеры здесь обычно работают незагруженными.