Nike заходит на рынок виртуальных вещей
Сколько может заработать компания на цифровой одежде
Nike начнет продавать виртуальные товары. Речь идет, например, о цифровых кроссовках, которые пользователь покупает не для себя, а для своих персонажей в онлайн-играх или фотографий. Для нового бизнес-направления американский производитель запатентовал семь товарных знаков, которые теперь будут защищать бренды на цифровых платформах.
Что такое виртуальная одежда? И можно ли на этом заработать? Обозреватель “Ъ FM” Настя Ройзман еще два года назад совершила первую цифровую покупку: «Это вещи, которые нельзя потрогать, зато их можно с легкостью надеть для фотографий и собрать благодаря этому немало лайков. Вы заходите на один из сайтов, которые этим занимаются, оформляете заказ, загружаете туда любое свое фото, оплачиваете и буквально через несколько часов получаете изображение уже в новом образе.
Лично у меня в гардеробе два виртуальных наряда — пальто и спортивный костюм. Оба стоили пару тысяч рублей, но бывает диджитал-одежда и гораздо более дорогих сегментов. К примеру, я знаю, что 3D-платья от Алены Ахмадуллиной стоят около 15 тыс. руб. Отличить подобные вещи от настоящих зачастую практически невозможно. Когда я выкладывала свои снимки в виртуальной одежде, мои друзья спрашивали меня, где я это купила, что им это тоже срочно необходимо. При том, что часто она сделана из каких-то фантастических, несуществующих материалов. К примеру, пальто было из кожи дракона».
В 2018 году банк Barclays провел опрос и выяснил, что каждый десятый покупатель приобретает вещи исключительно для создания контента в соцсетях. После этого новинка в лучшем случае возвращается обратно в магазин, в худшем — захламляет гардероб или отправляется на свалку.После этого появились и первые коллекции цифровой одежды. Производители отмечали, что такие товары не провоцируют перепроизводство и остаются наиболее экологичными. Тем не менее основатель магазина 21 Shop и бренда «Запорожец Heritage» Михаил Лабахуа Михаилу Лабахуа пока не считает этот бизнес перспективным:
«У нас есть несколько коллег, которые на совещаниях активно говорят о том, что будет такое будущее, надо что-то с этим придумать.
Честно говоря, мы пока к этому не подступались, потому что есть очень много реальных проблем с поставками, закрытыми магазинами и прочие.
Просто у больших игроков наподобие Nike это может быть частью маркетинговой активности, но как это будет смотреться с точки зрения коммерции вне игр, пока не очень понятно. Мне кажется, такая вещь на любителя. Какие-то гипотезы мы всегда проверяем именно опытным путем. Если, например, придет коллега и скажет "я знаю, что это нужно, знаю, как это делать, давайте на каком-то участке это апробируем», мы, конечно, в каком-то моменте, думаю, будем пробовать».
Судя по заявкам, которые Nike направил в Управление по патентам и товарным знакам США, цифровые продукты компании будут использоваться в первую очередь в видеоиграх и других компьютерных программах. На прошлой неделе бренд опубликовал две вакансии: дизайнера виртуальной одежды и дизайнера виртуальной обуви. Они, как сказано в объявлении, должны помочь совершить «цифровую революцию».
Создатель NFT-пар обуви Даниил Трабун говорит, что это тренд, на котором компания сможет заработать: «То, что Nike регистрирует товарные знаки для продажи в виртуальных мирах, меня совсем не удивляет, потому что уже сейчас отдельные прецеденты есть. В том же Fortnite Balenciaga выпустили свою коллекцию, а в Roblox была недавно выставка Gucci. Это тренд. Дело в том, что внутриигровые покупки только увеличиваются. Тенденция на то, что бренды из реальной жизни, которые раньше на этот кусок пирога не претендовали, увидели его и пошли туда, вполне видима».
В России рынок виртуальной одежды тоже развивается, уже созданы первые маркетплейсы. Цены, как правило, не превышают несколько тысяч рублей. “Ъ FM” изучил ассортимент одной из платформ и обнаружил, что некоторых товаров уже нет в наличии.