Цветные сны будущего
Как работают китайские ювелиры
На рынке высокого ювелирного искусства преобладают западные, скорее даже европейские бренды. Но с развитием интернета информация стала доступной, теперь легко быть в курсе того, что происходит в любой точке земного шара прямо сейчас, и у дизайнеров из разных стран появляется все больше шансов быть замеченными. Ювелиры китайского происхождения Синди Чжао, Уоллес Чэнь и Мишель Онг, которых объединяет скульптурный подход к изображению природных мотивов, за последние двадцать лет успели стать гордостью Азии. Но им на пятки наступают китайские дизайнеры нового поколения. Самые заметные среди них Фэн Цзи, Ости Ли и Джерри Сунь, которые произвели большое впечатление на профессионалов своим мастерством, новаторскими техниками и непривычной для людей западной культуры работой с цветом.
Согласно исследованиям банковской корпорации HSBC, с началом антикоррупционного движения в Китае, которое положило конец традиции открыто дарить подарки высокопоставленным лицам, в основном мужчинам, покупка предметов роскоши стала преимущественно женским занятием. По сведениям консалтинговой компании McKinsey, к концу 2021 года прирост ювелирного рынка украшений международных брендов в Китае может достичь 20–40%. В этом отчете учтены покупатели, для которых покупка товаров известных брендов является надежным вложением средств и ассоциируется с привилегированным образом жизни. Но тенденция повышенного спроса на ювелирные украшения не обошла и местные бренды, которые, обеспечивая китайских покупателей китайскими украшениями, заметно выросли в последние годы. И даже пандемия пошла им на руку: ограничение путешествий привело к буму продаж ювелирных украшений в самом Китае.
Уоллес Чэнь (бренд Wallace Chan)
У первого из китайских ювелиров новой волны, Уоллеса Чэня (бренд Wallace Chan), нет своих точек продаж, только производство в Гонконге, тем не менее он стал широко известен благодаря участию в выставках предметов искусства и антиквариата TEFAF и Masterpiece, где показывают произведения именитых европейских художников. Его работы — это шедевры ювелирного искусства, коллекционеров привлекает их уникальный дизайн и использование редких драгоценных камней высокой ценовой категории. У Синди Чжао (Cindy Chao) есть шоурумы в Тайбэе, Гонконге и Шанхае, ее украшения покупают ради инвестиций — она много работает с редкими цветными бриллиантами, а именно они в последние годы бьют рекорды на аукционных торгах. И если Уоллес Чэнь выставляется на TEFAF рядом с фламандской живописью и старыми мастерами, то Синди Чжао предпочла выставку современного искусства London Frieze Art Fair, и в октябре этого года ее стенд появился рядом с полотнами художницы Дженни Савил с обнаженными женщинами и работами американского граффитиста Kaws.
Уроженка Гонконга Мишель Онг основала ювелирный бренд Carnet вместе израильским торговцем бриллиантами Ави Нагаром в 1985 году. Сегодня это один из самых узнаваемых брендов высокого ювелирного искусства в мире, в украшениях которого на красной ковровой дорожке появляются такие знаменитости, как Кейт Уинслет и Гленн Клоуз. Украшения, созданные Мишель Онг, необычны и современны, но неброски, в них сочетаются элементы восточной и западной культуры и природные мотивы.
Фэн Цзи (Feng J)
Из молодых талантов в китайской ювелирной индустрии в первую очередь стоит назвать Фэн Цзи (Feng J), ювелирную художницу из Шанхая и первого китайского дизайнера на международной аукционной платформе. В ноябре 2020 года ее колье Jardin de Giverny с розовым бриллиантом весом 22,08 карата цвета D и чистоты VS1 и драгоценными камнями пастельных оттенков, созданное под впечатлением от импрессионистической живописи и садов Моне в Живерни, было продано за $2,6 млн на аукционе Phillips в Гонконге европейскому коллекционеру. Рейтинг дизайнера поднялся еще выше, когда ювелирный историк Вивьен Беккер выбрала ее для участия в торгах Phillips Vivarium Woman to Woman, которые она курировала. В своей новой коллекции высокого ювелирного искусства, представленной на выставке Jingart в Пекине в июне 2021 года, Фэн Цзи использовала карбон и алюминий. Но более известна она своей техникой «парящей закрепки» (floating setting), разработанной в 2018 году, через два года после основания бренда. В тонких золотых рамках, окрашенных в пастельные тона, она укладывает рядом драгоценные камни нежных оттенков, создавая объемные и при этом почти невесомые украшения.
Ости Ли (Austy Lee)
Ости Ли (Austy Lee) работает в Гонконге, городе, который является центром международной торговли предметами роскоши. Несмотря на очень высокую конкуренцию, Ли развивает свой бренд и стиль, параллельно с десятками других дизайнеров, у каждого из которых есть сильные идеи. Гонконг — его основной рынок, хотя его работы продаются и в Великобритании. Ранее Ли был главным дизайнером в ювелирном ателье Венди Юэ (Wendy Yue) и основал свой бренд лишь в 2017 году, сделав слоганом фразу «When Jewellery is Psychedelic Art» (Когда ювелирное искусство психоделично). В его детально проработанных украшениях действительно присутствуют психоделические цветовые сочетания, есть узнаваемые формы и мотивы классического китайского искусства, геометризм стиля ар-деко, намеки на символы философии нью-эйдж и современную моду на кислотные цвета. Азиатская эстетика здесь очень женственная — в украшениях часто встречаются цветочные мотивы и птицы, но и дерзкая одновременно — за счет угловатости и крупных форм. Ости Ли много работает на заказ, рисуя эскизы разноцветных украшений с помощью 3D-анимации. В его работах зеленовато-синие изумруды, турмалины параиба и яркие опалы часто оправлены в золото, покрытое цветной смолой, которая выгодно подчеркивает цвет камней.
Джерри Сунь (G Suen)
Еще один китайский дизайнер, сделавший себя сам,— Джерри Сунь (G Suen), уроженец Харбина, ныне живущий в Лондоне и в 2020 году окончивший Королевский колледж искусств. За дипломную работу (серьги Conversation) Джерри получил сразу три награды и престижную премию компании Goldsmiths — за создание сложной структуры украшения с помощью программ виртуальной реальности, обычно используемых для работы над видеоиграми. Сунь получил доступ к VR-программам на факультете анимации и распечатал результаты фантастических дизайнов в смоле на 3D-принтере, чтобы протестировать, можно ли их носить. Затем он вручную гравировал макет, перед тем как отлить его в золоте или титане. Его дизайны похожи на сон в стиле ар-нуво или работы художника Ханса Гигера, автора монстра из фантастического фильма «Чужой». В сентябре этого года работы Джерри были представлены на выставке Goldsmiths Fair в Лондоне, а в начале ноября участвовали на GemGeneve в рамках проекта Вивьен Беккер Vivarium — она ежегодно отбирает для смотра талантливых молодых дизайнеров.
Подводя итог, можно сказать, что этих трех молодых художников объединяет экспериментальное мышление и использование новаторских техник, но вместе с тем они продолжают начатое Уоллесом Чэнем и Синди Чжао — стилистикой и колористикой их украшения похожи на произведения мэтров. Так в работах китайских ювелиров новой волны прошлое высокого ювелирного искусства встречается с будущим. На наших глазах создается абсолютно новая ювелирная вселенная, не похожая ни на что западное, абсолютно самобытная и при этом суперпрогрессивная.