Обновлено 21:59

t.A.T.u. как по учебнику

20 лет альбому «200 по встречной»

В 2021 году исполнилось 20 лет со дня выхода первого альбома группы t.A.T.u. «200 по встречной». История t.A.T.u.— это прежде всего история успеха на международной арене, никто из российских музыкантов ничего подобного не добивался ни до, ни после. Тем удивительнее выглядит тот факт, что никто не пытался выпустить эти песни в переработанном и обновленном виде до сего дня, когда вышел посвященный им трибьют-альбом. В причинах такого положения вещей разбирался Борис Барабанов.

Солистки t.A.T.u. Юлия Волкова (в центре) и Елена Катина

Фото: Константин Ильянок, Коммерсантъ

Для того, чтобы выпустить сборник песен t.A.T.u., как и любой другой группы, требовалось согласие всех правообладателей. И это была самая большая проблема, с которой столкнулась компания Lookport, решившая выпустить трибьют. У песен t.A.T.u. наберется в общей сложности не менее 20 авторов, и с каждым из них требовалось подписать бумаги. Еще сложнее было организовать концертную презентацию альбома. Против нее возражал экс-продюсер группы Иван Шаповалов. Одна из солисток t.A.T.u., Елена Катина, прошедшим летом заявила, что в целом не против проведения трибьют-шоу и даже допускает участие двух участниц группы, свое и Юлии Волковой, однако только при условии согласия Ивана Шаповалова. Однако до сих пор неясно, что об этом думает Волкова, которая в этом году в основном занималась политической карьерой в качестве участницы праймериз от «Единой России» на выборах в Госдуму в Ивановской области.

На данный момент существует два проекта концертного трибьюта, и один состоится совсем скоро, если не помешают какие-нибудь очередные антиковидные ограничения. Альбом, которому он посвящен, уже доступен. Пройдет концерт не весной 2022 года, как заявляла СМИ Елена Катина, а 20 ноября.

Концерт значится в афише московского зала Music Media Dome, его участники — авторы кавер-версий, вошедших в альбом «Трибьют t.A.T.u. «200 по встречной»». Среди них — Манижа, Монеточка, Даня Милохин, Вера Брежнева, IOWA, «Моя Мишель», Дима Маликов и другие популярные артисты.

Тем временем соавтор ряда хитов t.A.T.u. Сергей Галоян сообщил в соцсетях, что не собирается давать разрешения на концерт, в котором собирается участвовать весной Елена Катина.

В общем, даже из этих перипетий становится ясно, почему на протяжении 10 последних лет участницы дуэта всего три раза появились на сцене. Коммуникация девушек друг с другом и с авторами песен — не самая сильная сторона коллектива. Зато есть альбом-трибьют, и он, безусловно, заслуживает внимания.

В него вошли 26 песен, причем не только из дебютного альбома, но и более поздние. Таким образом, это не просто посвящение альбому, но дань уважения самому феномену t.A.T.u.— единственного российского поп-проекта, чьи записи расходятся в мире «платиновыми» тиражами.

Опорными точками альбома стали две версии песни «Нас не догонят».

Первая — в исполнении Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Эта версия была создана еще в 2009 году для юбилейного вечера Аллы Пугачевой. Исполнив хит t.A.T.u. дуэтом, Пугачева и Ротару разрешили главную интригу всей истории советской эстрады.

Тема их вражды не давала покоя нескольким поколениям соотечественников, и вот они вместе на сцене, и каждая строчка песни, несомненно, о них, а не о девочках-подростках, которые когда-то сделали ее популярной. Версия двух гранд-дам эстрады никогда не публиковалась на цифровых площадках, а теперь стала доступна в рамках трибьют-альбома.

Уже в этой песне, в записи, напомним, 2009 года, слышно, насколько сдали исполнительницы как вокалистки, и в ней же — нечеловеческое желание продолжать жить на сцене, цепляться за свою судьбу и царить вечно.

Другая версия «Нас не догонят» принадлежит Дане Милохину, главному персонажу русского TikTok, одной из самых востребованных медиаперсон страны и герою многочисленных скандалов. Его появление в интерсекс-образе на «Премии Муз-ТВ» спровоцировало проверку телеканала Роскомнадзором на предмет нарушений законодательства «в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Не менее жаркие дискуссии разгорелись, когда Даня Милохин приехал на Петербургский экономический форум в качестве лица «Сбера».

Пугачева и Ротару — лица прошлого, Милохин — чистое сегодня, и между ними на альбоме — еще целый ряд артистов, которые раздражают общественность и ее отдельных представителей. Манижа представила на альбоме мэш-ап-версию «Не верь, не бойся, не проси», в которой песня t.A.T.u. музыкально и идеологически зарифмована с ее собственным феминистским гимном «Russian Woman», с которым она ездила на «Евровидение». Монеточка, чью совместную с Noize MC песню «Чайлдфри» Следственный комитет проверял на предмет пропаганды самоубийств, выбрала для трибьюта песню t.A.T.u. с рискованным по нынешним временам названием «Мальчик-гей». А буквально вчера с подачи саратовского детского омбудсмена Роскомнадзор обратился в прокуратуру с просьбой проверить на призывы к суициду творчество певицы Алены Швец, которая представлена на альбоме песней «Обезьянка-ноль». Она же — недавняя мишень запрещенного в октябре «Мужского государства», которое организовало целую кампанию по срыву ее концертов из-за мнимой «пропаганды ЛГБТ».

Но даже если участники трибьюта — люди благонравные и со всех сторон положительные, как Дима Маликов (инструментальная версия «Нас не догонят») или Вера Брежнева («30 минут»), сами песни вызывают реакцию сродни известной фразе-мему: а что, так можно было?

Несмотря на то что мелодически и гармонически многие песни t.A.T.u. не так уж и ярки, и нужно сильно постараться, чтобы найти в них нераскрытые музыкальные глубины, альбом важен как напоминание о том, что вообще-то были у нас вот такие времена.

Можно было играть с темой ЛГБТ, и это никого не оскорбляло и ничего не «пропагандировало». Можно было выйти на шоу Джея Лено на NBC в футболках с надписью «… войне», и общественностью на родине это только приветствовалось. Можно было снять клип на песню о мастурбации («Простые движения») и получить за него премию Муз-ТВ, а не повестку в суд.

История группы t.A.T.u.— это история о творческой свободе, которой в конце 1990-х — начале 2000-х любой мог воспользоваться — и стать мировой знаменитостью. А «Трибьют t.A.T.u. "200 по встречной"» — саундтрек даже не к биографии группы, а к большому историческому периоду, буквально от Пугачевой до Милохина, в который страна изменилась до неузнаваемости.

При этом вышедший альбом все же не только исторический документ, в нем есть интригующие музыкальные решения. К таковым точно стоит отнести «Людей-инвалидов» в исполнении сегодняшних мировых звезд — белорусской постпанк-группы Molchat Doma. Французская певица Имани предоставила свою версию «All the Things She Said», записанную в сопровождении ансамбля виолончелистов. Американка русского происхождения Polina предложила богато аранжированную инди-поп-трактовку «All the Things She Said». Группа «Моя Мишель» сделала из довольно ординарной в оригинале песни «Зачем я?» оркестровый стадионный гимн с неожиданным битом из песни Мередит Брукс «Bitch».

Большая часть музыкантов, принявших участие в трибьюте, услышала песни t.A.T.u. в детстве или юности, и ясно, что шанс переработать их для такого проекта — это фактически анализ собственного пути в музыке и вещей, которые на него повлияли. Иногда оглядываться назад нужно даже совсем молодым людям.

Вся лента