Экспорт выходит на электронную платформу
Система «одного окна» обрастает новыми сервисами
Для стимулирования российского бизнеса к выходу на внешние рынки год назад правительство приступило к формированию цифровой инфраструктуры поддержки экспортеров по принципу «одного окна» на базе Российского экспортного центра (РЭЦ). Год спустя в системе работают почти 5 тыс. компаний — им доступны 10 сервисов. При этом РЭЦ продолжает внедрять новые сервисы в соответствии с потребностями экспортеров, вовлекая в оказание поддержки и коммерческий сектор. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает, что до 2024 года экспортерам будут доступны более 80 услуг в рамках 30 цифровых сервисов.
Российский экспорт несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) по итогам восьми месяцев 2021 года вырос на 45% в годовом выражении и составил рекордные за этот срок $121,8 млрд, следует из данных РЭЦ (входит в ВЭБ.РФ). Прежние пиковые показатели зафиксированы в 2018 году — $93,4 млрд, в 2020 году ННЭ на фоне ограничений упал до $84,1 млрд. При этом темп накопленного ННЭ повышается уже в течение года. Рост ННЭ, в частности, объясняется повышением мировых цен — особенно сильным по металлам, масложировой продукции, древесине, удобрениям и нефтехимии, а также восстановлением спроса на продукцию машиностроения и потребительские товары. В результате в денежном выражении заметно выросли поставки алюминия, стали, пиломатериалов и меди, а также подсолнечного масла и пшеницы. Так, в отраслевом разрезе наибольшая доля ННЭ приходится на металлопродукцию (30,4%), химическую промышленность (18,1%), машиностроение (17,1%) и продовольствие (16,2%). По странам больше всего товаров направлено в Китай (на $11,4 млрд), Казахстан (на $9,9 млрд), Турцию (на $8,1 млрд), Белоруссию (на $8,0 млрд) и США (на $5,6 млрд).
Услуги для экспортеров
Перед правительством и профильными институтами развития поставлена амбициозная задача – к 2030 году необходимо обеспечить рост ННЭ на 70% по сравнению с 2020 годом в постоянных ценах. Эта цель заложена в нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
Чтобы упростить и ускорить выход компаний на внешние рынки, власти разворачивают комплексную систему финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортеров. Для этого в ноябре прошлого года на базе РЭЦ запущена цифровая платформа «Мой экспорт», где действующие экспортеры и компании, только планирующие выход на внешние рынки, могут получить необходимые им услуги по принципу «одного окна».
«РЭЦ поставил амбициозную задачу — фундаментально изменить отношения экспортера с государством и всеми ведомствами в рамках предоставления госуслуг для экспортеров. То есть обеспечить бесшовный доступ ко всем государственным сервисам и услугам, необходимым предпринимателям при выходе на экспорт, сделав этот процесс проще и доступнее. Так, сформированы целевые процессы оказания услуг, исключающие все лишние шаги и дополнительные запросы документов»,— объясняет вице-президент РЭЦ по реализации проекта «Одно окно» Алексей Михайлик. Так, в сервисах «одного окна» вообще нет бумажных документов, при этом минимизировано влияние человеческого фактора на принятие решения. Более 17 ведомств заняты предоставлением сведений, позволяющих полностью цифровизировать процесс, указывает господин Михайлик.
Сейчас компаниям в личном кабинете экспортера доступны сервисы по четырем направлениям: государственные сервисы и меры поддержки, бизнес-сервисы и аналитические сервисы. В рамках господдержки компании могут получить, например, компенсацию затрат на участие в международных выставках и транспортировку продукции. Также на платформе «Мой экспорт» можно воспользоваться сервисами таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки. Блок аналитики и бизнес-сервисов содержит широкий перечень услуг, помогающих компаниям в оценке экспортного потенциала, определении приоритетных направлений экспорта, поиске рынка сбыта с учетом товарной специфики (автоматический подбор потенциальных партнеров из международных баз данных), а также выявлении ниш и барьеров на целевых рынках.
По данным на октябрь, на платформе «Мой экспорт» зарегистрировано 4,8 тыс. юрлиц, из них 2,1 тыс. воспользовались сервисами платформы. Как указывает Алексей Михайлик, самым популярным сервисом остается финансирование затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях: услугой воспользовались 1,9 тыс. предпринимателей. Также компании активно пользуются товарно-страновым отчетом, который включает список потенциальных покупателей – услугу заказывали 1,7 тыс. раз. Кроме того, суммарно более 2 тыс. заявок компании подали на получение компенсации затрат на транспортировку продукции АПК и промышленности. Большим спросом среди экспортеров пользуется оформление сертификата свободной продажи, указывает господин Михайлик.
Итогом работы «одного окна» для экспортеров должны стать не только экономия времени, но и снижение издержек за счет предоставления услуг в электронном виде, снятие бюрократических барьеров, а также прозрачность всех экспортных процессов. Для этого РЭЦ собирает обратную связь от зарегистрированных пользователей платформы и корректирует интерфейс сервисов и дополняет платформу в соответствии с потребностями бизнеса. В частности, в августе текущего года экспортеры могли определить наиболее востребованные сервисы, которые будут внедряться в течение следующего года. Речь идет о расширении перечня доступных в системе субсидий (на НИОКР, омологацию, регистрацию интеллектуальной собственности) и разрешительных документов (лицензии на экспорт, фитосанитарный и ветеринарный сертификаты, сертификат происхождения товаров). Кроме того, будет пополняться линейка бизнес-сервисов от РЭЦ и институтов развития.
Новые сервисы
В целом же до конца 2024 года в планах правительства запустить 30 цифровых сервисов. «Рассчитываем, что расширение цифровых сервисов платформы «Мой экспорт» и последовательно реализуемый принцип нацеленности на решение конкретных «жизненных ситуаций» позволит увеличить в России число компаний, вовлеченных в экспорт, а также нарастить объемы несырьевого неэнергетического экспорта. Надеемся, что одновременно с этим повысится эффективность использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экспорта»,— отметила директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономики Лилия Щур-Труханович.
В течение 2021 года Белый дом поэтапно расширяет список доступных предпринимателям онлайн-сервисов. На платформе «Мой экспорт» РЭЦ создал сервис, где экспортеры могут заказать специализированные услуги у аккредитованных провайдеров. Так, уже в этом году пользователям станут доступны услуги по логистике, правовой поддержке, поиску покупателей за рубежом и размещению на иностранных маркетплейсах. Экспортеры смогут выбирать наиболее выгодные условия и дистанционно заключать договоры с провайдерами не покидая платформы. В следующем году планируется расширить перечень пятью новыми направлениями.
«Мы стремимся сформировать широкую базу российских и зарубежных поставщиков услуг экспортного консалтинга, чтобы экспортер мог найти профессионала, который поможет выполнить операционную задачу», — объясняет Алексей Михайлик. Так, потенциальные поставщики услуг экспортерам должны проходить предварительную аккредитацию, включающую проверку правоспособности и компетенций.
Предполагается, что использование коммерческой инфраструктуры обеспечит экспортеров наиболее качественными услугами, а вместе с тем позволит расширить географию присутствия. Сейчас партнерская сеть РЭЦ охватывает 45 стран, где аккредитованные партнеры оказывают помощь российским экспортерам. «Мы видим, что такой подход показывает хороший результат и позволяет заключать экспортные контракты на регулярной основе. Так, в текущем году при содействии партнеров заключены экспортные контракты на общую сумму $25 млн», — отмечает гендиректор РЭЦ Вероника Никишина. При этом создание цифрового рынка поставщиков услуг поможет и региональным центрам поддержки экспорта, которые также станут заказчикам услуг.
Выход в онлайн
Одно из ключевых направлений поддержки экспортеров в ближайший год связано с выходом компаний на международные онлайн-рынки. Так, РЭЦ запустил новый сервис по автоматическому подбору электронной торговой площадки для экспорта товаров и услуг: предприниматель за 15 минут может получить список международных маркетплейсов и национальных онлайн-магазинов и индивидуальные рекомендации по выходу в онлайн-каналы экспорта. По словам Вероники Никишиной, такие услуги стали особенно востребованы в период пандемии. «С 2020 года мы почувствовали многократный рост количества заявок на консультирование по организации экспортной интернет-торговли, что мотивировало нас ускорить темпы цифровизации для максимального охвата российских компаний»,— отмечает она. Алгоритм анализирует маркетплейсы по 30 параметрам, учитывает особенности продукта, предпочтения клиента по целевым странам для поставок и предлагает наиболее подходящие из 80 доступных площадок — до конца года их число может вырасти до 100.
В РЭЦ поясняют, что рекомендации даются только по тем площадкам, чья эффективность уже подтверждена центром. Вдобавок компания получает инструкции и обучающие материалы для работы с маркетплейсами — в результате экспортер может самостоятельно разместиться на площадке или воспользоваться в рамках «одного окна» услугами аккредитованных сервисных провайдеров. «Услуга по подбору маркетплейсов позволит максимально масштабировать имеющиеся возможности поддержки российских компаний в регионах, предлагая комплексное решение для старта экспортных онлайн-продаж тысячам предпринимателей. Особенно подчеркну, что онлайн-каналы открывают возможности для экспорта производителям, которые ранее не совершали поставок за рубеж. Таким образом, мы решаем задачу по созданию так называемого нового экспорта и раскрываем экспортный потенциал компаний»,— считает глава Минэкономики Максим Решетников.