Работа, удаленная от льгот
Дистанционная занятость может снизить социальную защищенность работников
Российские работодатели предоставляют своим работникам все меньше социальных гарантий и льгот, считают исследователи Высшей школы экономики и Института социологии РАН. С 2000 года доля работников, у которых есть доступ к корпоративной медицине, питанию и транспорту, сократилась почти вдвое, хотя доступность корпоративного образования не изменилась. В перспективе из-за распространения удаленной занятости соцпакет продолжит сокращаться, а обучение на предприятиях, наоборот, может стать более популярным.
За последние 20 лет российские работодатели стали предоставлять своим работникам намного меньше социальных гарантий и льгот, и с распространением удаленной занятости этот тренд может усилиться, следует из совместного исследования Центра лонгитюдных обследований Высшей школы экономики и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН по данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭПЗН) Высшей школы экономики за 2000–2018 годы.
Как отмечают авторы работы, на рынке труда РФ можно выделить две категории социальных гарантий и льгот: записанные в Трудовом кодексе и поэтому обязательные для работодателя и те, что он предоставляет по своей инициативе. Объем обязательных гарантий и льгот для работников с 2000 года мало изменился, хотя сложности с их получением по-прежнему есть.
Так, по данным РМЭПЗН, каждый седьмой занятый сталкивается с отказом оплатить больничный лист или отпуск, каждый четвертый — отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.
Объем же «добровольных» гарантий и льгот за это время сократился в несколько раз. Так, например, доля работников, которым оплачивались путевки в санатории или дома отдыха, снизилась с 44,2% до 15,8%, а тех, кому доступна корпоративная медицинская страховка,— с 37,7% до 16,6%. Схожим образом изменилась и доля тех, у кого есть право на дотации на транспорт (с 14,4% до 8,1%). Сильнее всего сократилась доля работников с правом взять льготный кредит на ремонт или строительство (с 14% до 2,5%) и тех, чьим детям предоставляют или оплачивают место в детском саду (с 13,5% до 3,1%), в то время как доля имеющих право на бесплатное или льготное питание снизилась лишь на 5,4 процентного пункта (с 14,9% до 9,5%). Как подчеркивают авторы работы, на фоне сокращения гарантий и льгот от работодателя неизменным остался только доступ работников к корпоративному обучению:, учиться за счет предприятия могут 20–25% занятых, при этом зачастую переобучение доступнее женщинам, чем мужчинам, особенно в образовании и здравоохранении, где существуют требования к повышению профессиональной квалификации.
Отметим, что распространение удаленной работы, которое эксперты рынка труда прогнозируют в ближайшем будущем, может усилить тренд на сокращение соцпакетов, одновременно с этим увеличив потребность компаний в переобучении сотрудников (подробнее см. “Ъ” от 13 августа 2020 года). Как показывают опросы работников (в частности, опрос Superjob), многие из них ради возможности работать удаленно согласны на понижение заплаты или сокращение льгот, и если число желающих работать из дома превысит число таких рабочих мест, работодатели смогут нанимать на дистанционку наименее требовательных кандидатов (подробнее см. “Ъ” от 13 августа).
В то же время среди работодателей, по данным кадрового агентства Ancor, в результате пандемии и цифровизации экономики вырос спрос на работников с цифровыми навыками — и поскольку большинство крупных российских работодателей предпочитают обучать сотрудников самостоятельно, это может привести к росту инвестиций в корпоративное образование.
Его роль, как следует из доклада Deloitte «Тенденции развития человеческого капитала-2021», также может усилиться из-за необходимости компаний приобщать сотрудников к корпоративным ценностям в отсутствие возможности делать это непосредственно в офисе.