Галина Коваленко: «Формируется мода на кубанское вино»

О том, как власти стимулируют развитие кубанского виноделия, моде на местное вино и заслугах виноделов рассказала заместитель председателя ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко» Галина Коваленко.

— Галина Сергеевна, в последнее время винодельческие районы Кубани активно прирастают новыми хозяйствами. Что этому способствует?

— Поворотным моментом стало принятие ФЗ №468 «О виноградарстве и виноделии», защищающего производителей вина, которые изготавливали свою продукцию из собственного винограда. Был нанесен удар по производителям, использующим завозной виноматериал. Закон закрепил понятие «российское вино», а также то, что вино является сельскохозяйственным продуктом. Все это позволило заложить основу для стабильного повышенного спроса на российский виноград, а инвесторы получили гарантию сбыта продукции в условиях длинного инвестирования. Ведь виноградник начинает давать качественный урожай не ранее чем через 4–5 лет.

— На какие формы господдержки сегодня могут рассчитывать кубанские виноградари и виноделы?

— Прежде всего это субсидии на закладку виноградника российскими или импортными саженцами. Компенсации по уходу за виноградниками до вступления в товарное плодоношение. Возможна компенсация за установку шпалеры, противоградовых сеток, раскорчевку старых виноградников. Компенсация части прямых затрат на строительство селекционно-питомниководческих центров по производству сертифицированного посадочного материала винограда. Ключевым моментом является налоговый вычет акциза для виноделен, производящих вино из собственного винограда. Это очень эффективная мера поддержки от государства.

— Как вы оцениваете решения региональной власти, направленные на развитие отрасли?

— Мою положительную оценку закона, ограничивающего строительство на землях, пригодных для виноградарства, и возвращения земель в сельхозназначение не разделяют люди из строительного сектора. Но сейчас важно сохранить эти земли, виноградарству нужно время для развития. Хорошие терруары могли быть отданы под массовую застройку и утеряны навсегда.

Однако виноградари рассчитывают на доработку законодательного акта. Речь об ограничении строительства объектов инфраструктуры, производства и объектов туризма на самих винодельнях. Без таких объектов винодельни не смогут развиваться.

— Становится ли продукция кубанских виноделов более востребованной на внутреннем и внешнем рынках?

— Если мы говорим о профессиональном винном сообществе, то да. Кубанское вино в последнее время признают и ценят. Формируется мода на наше вино в винной тусовке. Что же касается рядового потребителя, то убеждение, что «российское значит плохое», сложно сломить. Особенно это касается среднего ценового сегмента, где доминирует импорт. Хорошо и отрезвляюще действует мировое признание тех или иных вин и виноделен. Продажи после публикации соответствующих рейтингов становятся невероятно высокими. А наград и высоких оценок из года в год становится все больше. Уже не удивляешься высокому баллу, присуждаемому винам на том или ином международном конкурсе. География экспорта кубанских вин расширяется из года в год. И это не только страны ближнего зарубежья. Мне иногда кажется, что к сердцу российского потребителя мы придем из-за рубежа.

— Кубанские вина регулярно представлены на выставках различного уровня. Насколько это повышает конкурентоспособность?

— Выставочная деятельность помогает ознакомиться с производителями, которые не представлены в других регионах страны, вызвать интерес рестораторов. Работающие на выставках кависты способны разъяснить любителям вин особенности той или иной винодельни.

На Кубани знают и умеют делать высококачественные вина, а вот преподносить и продавать — только крупные компании. Крестьянско-фермерское хозяйство не может позволить себе нанять штат маркетологов. Иной раз и арендовать стенд на выставке, тем более если это международная выставка. Наша ассоциация производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко» позволяет осуществлять продвижение вин, в том числе и за рубежом. Мы объединяем одних из лучших производителей вин России и помогаем им в продвижении. Да, именно России, так как мы поддерживаем и виноделов из других регионов.

Сейчас, например, мы готовимся к выставке Prowine, которая пройдет в Дюссельдорфе 29 марта. А для жителей Краснодарского края мы всегда имеем представительство на выставках «Экспоград Юг», где наши опытные кависты помогут получить наиболее компетентную информацию о винодельнях Краснодарского края.

— Как вы относитесь к идее производства автохтонного вина?

— Это уже визитная карточка нашей страны. Наши виноделы позволяют себе эксперименты с автохтонами и даже советскими гибридами. Делают бленды с европейскими сортами и получают интересные решения.

— Как в регионе решается проблема дефицита отечественного посадочного материала?

— В Краснодарском крае есть крупный собственный питомник саженцев. Да, он не покрывает взрывной рост потребности в саженцах, импортные саженцы все еще являются основой посадочного материала. Понимая это, правительство продлило действие существующих видов субсидирования и на импортные саженцы.

Многие крупные игроки теперь заинтересованы в собственных питомниках. И они появятся. Не за год и не за два, как и новые виноградники. Но благоприятная среда создана, нужно лишь выждать время. И главное — не делать резких изменений в отрасли. Инвесторы не любят законотворческих штормов.

— Что сегодня можно сказать о производимой в регионе винодельческой продукции с точки зрения потребителя: кубанское значит качественное?

— Кубанское — это качественное. Даже в бюджетном секторе мы имеем как минимум безопасную продукцию. Средний и премиум-сегменты лучше ввозимых в страну по соотношению «цена — качество».

Есть достаточно вин, отмеченных высокими баллами мировых рейтинговых агентств, только об этом рядовому потребителю неизвестно. Предпочитают импорт. Мы научились производить, но не научились продавать. Плюс отсутствие винной культуры в стране. Если в Москве и на юге России еще есть люди, разбирающиеся в винах, то в других регионах можно услышать: «Полторы тысячи рублей за бутылку российского вина? Вы что, с ума сошли?»

Добавьте к этому еще многолетний опыт внутреннего туриста, которому предлагают под видом кубанского, домашнего некое подобие винного продукта из «разливаек» Черноморского побережья, которые, кстати, работают на полулегальной или вообще нелегальной основе, и совсем становится грустно. Именно контрафакт бьет сильно по имиджу кубанского виноделия на внутреннем рынке.

— Какие вы видите перспективы у виноделия Кубани?

— Не беспокоюсь и жду новых интересных открытий. Если 20 лет назад на фразу «хорошее кубанское вино» в винном сообществе отреагировали бы смехом, 10 лет назад список качественных вин помещался в тоненькой книжечке-гиде, то сейчас сомелье может составить винную карту ресторана исключительно из вин Кубани. И это будут превосходные вина.

По моему мнению, виноделию Кубани необходимо завоевывать свою нишу на мировом рынке, мы уже готовы к этому. Кубанские виноделы в целом не ощущают конкуренцию между собой, скорее хотят посоревноваться с виноделами Старого и Нового света, раскрыть свой талант и терруар. Кубанские виноделы — это ведущие рискованный бизнес фанаты, амбициозные профессионалы своего дела. Случайные люди в российском виноделии попросту не выживают. Этими людьми и их винами можно и нужно гордиться.

16+

Официальное сообщение Департамента информационной политики Краснодарского края

Вся лента