Суд оценил протест
Лидерам акции в Ингушетии запросили внушительные сроки
Обвинение на суде по делу лидеров ингушского протеста, который проходит в Ессентукском городском суде, потребовало для обвиняемых до девяти лет лишения свободы. Об этом сообщил в Facebook адвокат Андрей Сабинин . Речь идет об акциях, связанных с вопросом об изменении административной границы между Чечней и Ингушетией. Семи подсудимым грозит в сумме 58 лет заключения.
Судебные слушания по делу участников протестных акций продолжались с ноября 2020 года в Ессентукском городском суде, куда процесс был перенесен по решению Верховного суда РФ. Лидеров ингушских протестных акций против изменения границ между Ингушетией и Чечней, которые проходили с осени 2018 до марта 2019 года, следствие обвинило в организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских (ч. 2 ст. 318 УК РФ), а также в организации и участии в деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ). Эти статьи вменяются в вину всем подсудимым: Мальсагу Ужахову, Ахмету Барахоеву, Мусе Мальсагову, Бараху Чемурзиеву, Багаудину Хаутиеву, Исмаилу Нальгиеву и Зарифе Саутиевой.
Кроме того, Ахмет Барахоев и Мальсаг Ужахов обвиняются в причастности к некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ), а Барахоев — еще и в неисполнении обязанности об уведомлении о наличии второго гражданства (ст. 303.2 УК РФ).
На прошедших в понедельник прениях прокуроры запросили по девять лет лишения свободы Ужахову, Барахоеву и Мальсагову, по восемь лет — Хаутиеву,Чемурзиеву и Нальгиеву, а для Зарифы Саутиевой, единственной женщины, проходящей по делу в качестве обвиняемой,— семь лет шесть месяцев колонии.
Требуя назначить максимальное наказание подсудимым, никто из которых до этого момента не имел проблем с законом, прокуроры отметили также, что все они по месту жительства характеризуются положительно, почти у всех имеются смягчающие обстоятельства: преклонный возраст, состояние здоровья или наличие малолетних детей.
В качестве обстоятельства, отягчающего вину фигурантов по делу, гособвинение указало на тот факт, что преступления участников «ингушского дела» совершены «по мотивам политической вражды и в составе группы».
Это уголовное дело было возбуждено после протестных акций жителей Ингушетии в связи с вопросом о подписании договора об изменении административных границ между Ингушетией и Чечней. Документ об изменении границ был подписан главами республик Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым в 2018 году. Ингушетия получила от Чечни часть Надтеречного района, взамен передав территорию в Малгобекском районе и участок Сунженского района. Тогда ингушская оппозиция организовала акции протеста, которые начались осенью 2018 года. 26 и 27 марта 2019 года в Магасе прошел очередной согласованный митинг оппозиции. После того как отведенное на него время закончилось, часть манифестантов решила остаться на площади и продолжить акцию уже бессрочно. Когда оставшихся на площади попытались вытеснить бойцы Росгвардии, началась потасовка, во время которой в ход пошли как полицейские дубинки, так и палки, камни и стулья.
Следственный комитет России возбудил по данному факту дело. В ходе его расследования следователи пришли к выводу, что все выступления оппозиции были спланированы активистами и имели цель дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Ингушетии. После чего лидеры участников акции были арестованы и помещены под стражу. Правозащитный центр «Мемориал» (внесен в список иноагентов) тогда же объявил всех фигурантов этого дела политическими заключенными.
Уже в ходе судебного следствия ингушские богословы и старейшины обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой содействовать прекращению уголовного преследования активистов. К этому же призывали лидеры партии «Яблоко», заявившие «о недопустимости необоснованного преследования лиц, оппонирующих отдельным чиновникам либо власти вообще».
Напомним, по данным правозащитников, на 11 октября 2021 года, в связи с митингом 2019 года в Магасе к уголовной ответственности привлекли 52 человека, в отношении трех из них преследование прекратили. Более 30 фигурантов уже приговорили к срокам от пяти месяцев до трех с половиной лет.