Рынок труда меняет условия
Каких специалистов ищут работодатели
Рынку труда после локдауна все чаще нужны универсальные сотрудники, однако соискатели к этому не готовы. Об этом “Ъ FM” рассказали представители бизнеса и рекрутеры. Работодатели во многих сферах до сих пор страдают от оттока трудовых мигрантов. Теперь они стремятся привлечь россиян, предлагая им более высокую зарплату. Но претенденты часто не готовы брать на себя дополнительные обязанности и совмещать работу на нескольких позициях. Тему продолжит Иван Якунин.
Рынок труда до сих пор не оправился от прошлого локдауна. Часть трудовых мигрантов уехала из страны и не может вернуться. Власти не раз говорили о путях решения проблемы и даже предлагали запустить специальные поезда для рабочих. Однако кардинально ситуация до сих пор не изменилась. Некоторым компаниям, например застройщикам, приходится перекупать друг у друга сотрудников, поднимая им зарплаты. На нехватку персонала жалуется и ресторанный бизнес.
Самая тяжелая ситуация наблюдается с кадрами низкой квалификации. Они намного охотнее идут работать курьерами, чем официантами, говорит основатель сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко: «Если во время первой волны, которая была весной прошлого года, кто-то уехал и потом не смог вернуться, то сейчас к этому добавляется другая тенденция. Службы доставки крупнейших компаний просто платят любые суммы для того, чтобы обеспечить себя курьерами. Это деньги более быстрые и с ежедневными выплатами».
В итоге бизнесу приходится поднимать зарплаты, и не только на начальных, но и на средних позициях. Повышать цены при этом многие предприниматели не могут. Привлечь россиян на должности, которые обычно занимали мигранты, тоже почти невозможно. Из-за этого сотрудникам небольших компаний в торговле и общепите приходится совмещать сразу несколько ролей, например, кассира и менеджера зала. С теми, кто не готов быть «универсальным солдатом», обычно прощаются, рассказала основательница сети съестных лавок «Две сестры» Галина Дембицкая:
«Мы берем исключительно многофункциональных людей. У нас нет жесткого распределения обязанностей, но они должны делать при необходимости все.
У нас никогда не возникает проблем, если продавец в лавке должен отнести заказ, налить кофе, что-то выгрузить. Если персонал, например, говорит о том, что не будет что-то делать, конечно, это не наши люди».
Такой подход работает далеко не во всех сферах. Глава компании «Ремхолдинг» Азат Галимзянов пришел к выводу, что совмещение обязанностей редко оказывается эффективным: «Часть мигрантов все-таки вернулась на стройки, поэтому не так все плохо. В целом вопрос с людьми закрывать удается.
Переквалифицировать персонал с одних работ на другие мы пробовали, но, как показывает практика, это не особо работает. Люди не хотят заниматься тем, чем не привыкли».
Работодатели после локдаунов стали чаще искать замену мигрантам на многие вакансии, подтверждают рекрутеры. При этом бизнесу сейчас не стоит рассчитывать на привлечение универсальных сотрудников: многие соискатели к этому не готовы, полагает директор департамента аналитических бизнес-решений компании HeadHunter Наталья Данина:
«Далеко не все работники могут и хотят совмещать в одном человеке роль целого, условно, отдела. Особенно если это не компенсируют каким-то образом финансово. Поэтому такого тренда нет, и я не уверена, что он воспроизведется просто потому, что и на классические должности активность крайне низкая. Работодатель может хотеть чего угодно, но соискательский рынок просто на это сейчас не готов, не пойдет».
Причем для среднего и малого бизнеса проблема нехватки трудовых мигрантов стоит более остро: они часто не попадают под программы властей по привлечению персонала из-за границы. Им остается рассчитывать на граждан, которые готовы пожертвовать выходными ради вознаграждения за работу кассиром или упаковщиком, в то время как крупные компании порой сами предлагают организовать чартерные рейсы или поезда из Средней Азии.