QR-кодам подбирают аргументы
Почему вокруг работы системы возникли споры
Риторика о необходимости QR-кодов становится все более жесткой. 8 ноября глава Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург выступил за то, чтобы антикоронавирусные ограничения распространялись только на тех, кто не привился и не переболел. Регионы один за другим вводят запреты на посещение торговых центров без QR-кодов. В отдельных субъектах без сертификата невозможно попасть даже в гипермаркеты. Россияне тем временем жалуются на несовершенство системы: переболевшие COVID-19 не могут получить коды, а у их обладателей неожиданно обнуляются сроки действия документа. Стоит ли ожидать, что власти сдадутся под натиском недовольных? И как можно реформировать систему? Разбирались Лилия Галявиева.
В отдельных регионах режим «ковид-фри» действует с середины октября, и терпение многих уже иссякло. В Санкт-Петербурге и Воронеже опубликовали открытые письма к президенту с просьбой остановить «QR-сегрегацию». А в Татарстане противники ограничений выступили с акциями протеста в торговых центрах.
Те, кто успел обзавестись QR-кодом, впрочем, тоже не в восторге от системы. Вернее, от того, как выстроены процессы с технической точки зрения. 8 ноября, например, на портале госуслуг произошел сбой — в итоге у части переболевших срок действия сертификата автоматически продлился на полгода, а у вакцинированных, напротив, сократился. Кто-то из-за этого не смог попасть на концерт, кому-то пришлось пропустить рейс. Попутно стали выявляться и другие несовершенства системы, рассказал редактор “Ъ FM” Иван Якунин:
«Когда я выписывался, мы очень мило побеседовали с женщинами в поликлинике. Они сказали, что сами все напечатают и загрузят на "Госуслуги". Я думаю — прекрасно. Они мне напечатали, я взял эту бумажку, гордо с ней несколько месяцев хожу. И когда случился сбой, я решил проверить, все ли в порядке у меня с моим сертификатом, открыл портал и понял, что там ни сведений о перенесенных заболеваниях, ни самого QR-кода. Получается, что мой антиковидный статус под большим вопросом».
Впрочем, вероятнее всего, совсем скоро ограничения начнут снимать, и вряд ли это будет связано с цифрами по заболеваемости, объясняет президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Критики режима вакцинировались первыми, а ядро антиваксеров часто составляют лоялисты, потерять которых жалко. Какие-то карательные меры со стороны властей не просматриваются. Они, как и все общество, от темы коронавируса устали, выгорели, и вспышки активности сопровождаются неделями и месяцами пассивности и бездействия».
Эпидемиологи в свою очередь к допуску граждан в места массового скопления людей по QR-кодам относятся положительно. Во-первых, это позволяет сдержать распространение инфекции, во-вторых, мотивирует людей прививаться. Есть, правда, несколько проблем. Что, например, делать тем, кто переболел коронавирусом, но за лечением не обращался? Получить QR-код такие граждане могут только одним способом — через вакцинацию. Но зачем испытывать иммунную систему, когда антитела уже есть?
Нужно проверять, достаточно ли защиты у таких людей — если да, то вручать сертификат наравне с теми, кто лечился под наблюдением врача, считает старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени Харкевича Александр Панчин: «Должна быть процедура, которая позволит людям, у которых высокий титр антител, независимо от статуса вакцинации проходить под эти самые QR-коды. Соответственно, фальшивых справок об антителах быть не должно, нужно наказывать тех, кто будет подделывать документы».
Правда, одного лишь навязывания системы QR-кодов для того, чтобы как можно больше людей вакцинировались, недостаточно, оговаривается Александр Панчин. Действовать здесь нужно комплексно — без просветительской работы не обойтись, продолжает эксперт: «Очень важна правильная социальная реклама. На Западе хорошо работает реклама личностная, где показывают людей, которые сожалеют о том, что не вакцинировались и оказались в больнице, например. А параллельно у противников прививки от коронавируса есть иногда конкретные аргументы, на которые нужно отвечать публично, по центральным телеканалам, объяснять, почему они неправильные».
По данным оперштаба, режим нерабочих дней в России принес свои плоды. За неделю число прошедших полный цикл вакцинации выросло на 6 млн. Правда, в масштабе страны прирост сложно назвать внушительным. На текущий момент от COVID-19 привилась примерно треть населения, это лишь на пару процентов больше, чем месяц назад.