«Яндекс. Лавка» продвинулась на восток
В Иркутске открылась сеть дарксторов сервиса
Сервис экспресс-доставки товаров для дома и продуктов питания «Яндекс. Лавка» начал работу в Иркутске. Это первый за Уралом и самый восточный город проекта, а также единственный, где «Яндекс. Лавка» работает по франшизе. Представители сервиса заверяют, что это начало масштабируемого эксперимента на региональных рынках доставки продуктов питания. Участники местного рынка считают, что регион способен вместить еще несколько игроков без ущерба для бизнеса остальных.
Иркутск стал первым в Сибири и на Дальнем Востоке городом, где начал работу сервис экспресс-доставки товаров для дома и продуктов питания «Яндекс. Лавка». Товары будут доставлять из семи дарксторов (небольших складов), расположенных в разных районах города. Сейчас «Лавка» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, нескольких городах Подмосковья и Ленинградской области, Тель-Авиве, Париже и Лондоне.
Как рассказала „Ъ” PR-менеджер фудтех-направления «Яндекс. Go» Александра Метелева, сервис делает ставку на быстрые покупки товаров первой необходимости. «Специфика потребления товаров, доставляемых нашим сервисом, заключается в том, что их заказать можно ранним утром или поздним вечером, когда привычные магазины у дома не работают», — отмечает госпожа Метелева.
Количество товарных позиций, доступных для покупки в «Яндекс. Лавке» относительно небольшое — около 2 тыс. «Для сравнения, крупные супермаркеты или гипермаркеты насчитывают от 7 до 15 тыс. товарных позиций. Но доставка из них занимает, как минимум, два или три часа, которые пользователь готов ждать, если закупается впрок, на неделю вперед, — объясняет представитель сервиса. — Наша модель работы ориентирована именно на скорость доставки — в среднем, от 10 до 20 минут».
В Иркутске «Яндекс. Лавка» также впервые тестирует модель своей франшизы. Франчайзинговым партнером сервиса стала известная в регионе группа компаний «Янта», в состав которой входит Иркутский масложиркомбинат, Иркутский молочный завод, Ангарская птицефабрика, растениеводческие и животноводческие предприятия, логистическая и фирменная торговая сеть. ГК «Янта» будет управлять дарксторами, заниматься логистикой, работой с поставщиками и производителями. «Лавка» оказывает партнеру поддержку по развитию бизнеса, дает рекомендации по локациям для открытия дарксторов или по ассортименту.
Генеральный директор ГК «Янта» Евгений Баймашев отмечает, что его предприятие ранее уже запускало доставку товаров из собственных фирменных магазинов. «Сотрудничество с „Лавкой” — это новый шаг для нас в развитии направления экспресс-доставки продуктов и возможность получить уникальный опыт. Совместный запуск сервиса по франшизе позволит освоить новые каналы продаж», — отмечает он. В «Янте» при этом не раскрывают стоимость франшизы и величину инвестиций в запуск дарксторов.
Как добавляет Александра Метелева, работа сервиса через франшизу в российских регионах пока реализуется в виде экспериментальной модели. «По нашим оценкам такая практика хорошо будет чувствовать себя на региональных рынках, при необходимости она легко масштабируется. Главная задача сейчас — занять собственную нишу, познакомить людей с сервисом, сформировать новую потребительскую привычку», — говорит она.
В компаниях, уже присутствующих на рынке доставки продуктов питания в Иркутске, на нового игрока реагируют положительно. «Мы приветствуем появление новых игроков и уверены, что это помогает развивать рынок в целом. Доля онлайн-покупок продуктов по-прежнему занимает не более 2% от всей продуктовой торговли, поэтому на рынке хватит места еще нескольким сервисам», — сообщил „Ъ” представитель PR-службы «СберМаркета» Антон Лутохин. По его словам, рынок доставки продуктов в Иркутске активно развивается. «СберМаркет» в 2021 году уже доставил в Иркутске в 2,7 раза больше заказов, чем в 2020 году.
Руководитель департамента по связям с общественностью самой крупной в регионе торговой сети «Слата» Яна Абалымова со ссылкой на данные Иркутскстата оценивает потенциальную емкость регионального рынка e-grocery (продажу продуктов через онлайн сервисы) в 900 млн рублей в месяц. Таких показателей сегмент может достигнуть в ближайшие несколько лет. При этом оборот в продуктовом ритейле Иркутской области сейчас оценивается в 18 млрд рублей в месяц. «Все основные розничные сети («Лента», «Абсолют», «Слата») уже имеют собственную доставку или пользуются услугами служб доставки (METRO, «Окей», «Аллея»). Емкость у данного направления в нашем регионе высокая, с учетом существующих различий потребительского поведения сибиряков и жителей центральной России. С учетом общего развития онлайн доставки продуктов питания — „Яндекс. Лавка” займет свое место на этом рынке, но вряд ли ее появление чувствительно ударит по остальным», — считает госпожа Абалымова.