Машины собрались на таможне
До заводов японских автоконцернов в Петербурге не доезжают комплектующие
Японские автоконцерны испытывают проблемы с поставками комплектующих на свои заводы в Санкт-Петербурге. Дело в том, что по требованию Роспотребнадзора все японские товары на таможне стали усиленно проверять на уровень радиации. Причина усиления контроля не ясна. В ведомстве уверяют, что фактов превышения нормативов не было с 2018 года, а японские товары контролируются давно. Между тем в Toyota и Nissan видят реальную угрозу остановки конвейеров.
ФТС на основании письма Роспотребнадзора от 30 сентября усилила контроль продукции из некоторых стран, в том числе всех товаров из Японии (документы есть у “Ъ”). Причиной стало «превышение максимальных уровней активности радионуклидов». Теперь, как сообщают источники “Ъ”, все поставки японских товаров в Россию должны проходить санитарно-карантинный контроль (СКК) с участием инспекторов Роспотребнадзора. На ряде таможенных пунктов СКК проводится слишком медленно, и это привело к скоплению контейнеров, отчего могут пострадать японские автоконцерны.
В Toyota, завод которой находится в Петербурге, заявили “Ъ”, что ситуация создает риски для бесперебойного производства автомобилей. «В настоящее время мы наблюдаем задержки в таможенном оформлении компонентов для производства, выпускаемых нами и нашими поставщиками в Японии»,— отметили там. Компания обратилась «в соответствующие органы власти и рассчитывает на оперативную реакцию с их стороны». В Nissan “Ъ” сказали, что направили официальные письма в Балтийскую таможню и Роспотребнадзор с просьбой разъяснить новые требования и наладить эффективную процедуру проверки во избежание существенных убытков для компании. В Nissan добавили, что в случае отсутствия своевременных действий со стороны госорганов видят риск остановки производства на неопределенный срок. В комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга сказали “Ъ”, что получили информацию от петербургских заводов японских концернов о том, что те столкнулись с задержкой поставок необходимых деталей из Японии.
«Ситуация оперативно прорабатывается с уполномоченными на решение вопроса органами. Рассчитываем, что в ближайшее время будет принято решение по обеспечению бесперебойной поставки автокомплектующих»,— заключили там. В Минпромторге «не располагают текстом обращения Роспотребнадзора». Но там говорят, что «увеличение времени таможенного оформления может негативно сказаться на производственных процессах».
Об ужесточении правил знают и в логистической компании FM Logistic. «Мы столкнулись с этой проблемой 1 ноября, когда получили запрос таможенного органа на предоставление документов (коносамента) с отметкой о прохождении СКК на товары, произведенные в Японии, по одному из наших клиентов»,— сказали “Ъ” в компании. В FM Logistic отмечают, что у них не такой большой пул клиентов, которые ввозят товары из Японии, однако они знают от партнеров, что действительно заблокировано много поставок: «Особенно страдают производители, которые не могут получить доступ к своим грузам. Вероятно, что при сохранении ситуации они столкнутся с нехваткой компонентов».
Об ужесточении контроля рассказали и в Isuzu, которая работает через порт Владивостока. В Isuzu говорят, что новые рекомендации в ряде случаев привели к увеличению сроков доставки комплектующих на завод в Ульяновске, но это «не вызвало серьезных перебоев и остановок в работе производства». У «Мазда Соллерс» также нет сбоев в таможенном оформлении: «Все поставки на завод оперативно проходят комплекс таможенных процедур, меры по радиационному контролю применяются, но это не занимает существенного времени». В японской Hitachi сказали, что поставки немного задерживаются, «но больше из-за общей загруженности портов» из-за приближения Нового года.
Ясного объяснения причин введения ограничений нет.
В Роспотребнадзоре “Ъ” сообщили, что ведут радиационный контроль грузов, поступающих из Японии, после аварии на АЭС «Фукусима-1», при этом с 2018 года там не устанавливали новых фактов «повышения радиационного фона и содержания радионуклидов в объектах окружающей среды, способных нанести вред здоровью населения». В ведомстве заметили, что к ним жалоб на задержку грузов не поступало. В петербургском управлении Роспотребнадзора подтвердили, что письмо, на основании которого ФТС усилила контроль, было направлено в таможню 30 сентября: в перечень вошли товары c Украины, молочная продукция, свежая и консервированная рыба из Литвы и другая продукция, в том числе поступающая из Японии. В управлении Роспотребнадзора отметили, что товары из Японии находились в перечне подлежащих усиленному контролю с марта 2018 года.
На Санкт-Петербургской и Выборгской таможнях “Ъ” сообщили, что все товары оформляются, очередей и авралов не наблюдается. На Балтийской таможне, а также в Северо-Западном таможенном управлении не ответили на запрос “Ъ”. Таможенные операции в отношении продукции, подлежащей СКК (в соответствии с письмом Роспотребнадзора), проходят штатно, сказал “Ъ” первый заместитель главы ФТС Руслан Давыдов. По его мнению, ни эти, ни другие меры, вводимые в рамках иных видов госконтроля, не являются критичными. «Определяющим фактором является наблюдаемый в настоящий момент разворот цепочек поставок товаров с традиционных южных морских направлений в порты Дальнего Востока для дальнейшей поставки в Европу железнодорожным транспортом. Имеющиеся на сегодня серьезные инфраструктурные ограничения, критическая загруженность мощностей по переработке и складированию грузов в морских портах — вот что в существенно большей степени препятствует дальнейшему наращиванию поставок»,— полагает он.