В России попробуют жить без ПНИ
Минтруд начинает пилотный проект по сопровождаемому проживанию людей с ментальной инвалидностью
Как стало известно “Ъ”, в 2022 году в Нижегородской и Воронежской областях стартует пилотный проект Минтруда по обкатыванию модели сопровождаемого проживания и трудоустройства людей с ментальными нарушениями. По его результатам планируется разработать нормативную и методологическую базы для перевода подопечных интернатов в квартиры для сопровождаемого проживания и распространить этот опыт на всю страну. Сейчас психоневрологические интернаты (ПНИ) — единственная форма жизнеустройства в России, которую государство может предложить одиноким людям, нуждающимся в уходе. Благотворительные организации много лет говорят о необходимости государственного регулирования сопровождаемого проживания. Без этого большая часть их подопечных так и останется в стенах учреждений.
Согласно проекту приказа Минтруда, опубликованному на портале нормативно-правовых актов, пилот пройдет в три этапа и «с учетом сложности поставленных задач и необходимости оценки эффективности полученных результатов» и завершится в 2025 году.
Первый этап продлится год. Среди его целей указана, например, разработка и апробация методических рекомендаций «по порядку получения, учета и хранения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства».
Сейчас единственная форма проживания людей с ментальными нарушениями, которую может предложить государство,— это психоневрологические интернаты. Согласно ГОСТу, ПНИ предназначены для постоянного или временного проживания и обслуживания лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Люди могут оказаться в ПНИ после лечения в психиатрической больнице, после выпуска из детского дома, в результате смерти опекуна. В России в таких интернатах проживают, по разным данным, от 160 тыс. до 220 тыс. человек. Более 70% из них лишены дееспособности. Психиатры Центра Сербского в 2019 году, выступая перед общественными организациями, говорили об отсутствии единой концепции определения гражданско-правового статуса такой категории лиц, в том числе среди судебно-психиатрических экспертов. Например, в Красноярском крае в течение многих лет показанием для определения в ПНИ является обязательное признание гражданина недееспособным, поэтому там практически 100% получателей социальных услуг являются на данный момент недееспособными и это никак не связано с их актуальным психическим состоянием. За проживание в ПНИ государство удерживает 75% пенсии гражданина по инвалидности. До недавних пор работающим жителям интернатов приходилось отдавать еще и 75% зарплаты, однако 30 октября этого года правительство отменило эту норму.
«Минтруд проводит пилот для расчета финансовых затрат на обеспечение сопровождаемого проживания с полным комплексом необходимых гражданам с ментальной инвалидностью услуг»,— сообщили “Ъ” в ведомстве. Там добавили, что в ходе пилота намерены выявить оптимальную форму организации сопровождаемого проживания, которая будет учитывать, как меняются потребность в сопровождении в зависимости от степени его автономии, потребность в социальных услугах при сопровождаемом проживании, соотношение социальных работников и проживающих при переводе на сопровождаемое проживание, каким должен быть вид или характер сопровождения в зависимости от индивидуальных особенностей гражданина.
Сопровождаемое проживание — форма проживания людей с инвалидностью дома или в условиях, близких к домашним, под присмотром специалистов в арендуемой или купленной для этих целей квартире или доме. Люди при этом имеют возможность организовывать быт и досуг, планировать бюджет, в отличие от жителей стационарных учреждений.
Кроме того, из документа следует, что Минтруд намерен разработать требования к компетенциям специалистов, занятых в процессе жизнеустройства жителей ПНИ, и подготовить образовательные программы для их обучения. Сейчас, подчеркивают в ведомстве, четко сформулированных требований и специальных программ для подготовки таких кадров нет. Нужно решить, где брать жилье для сопровождаемого проживания, каков статус этого жилья, как поддерживать организацию сопровождаемого проживания. Отмечается, что методическую поддержку пилотного проекта оказывает Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Минтруда.
После завершения проекта единая организационно-финансовая модель сопровождаемого проживания, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности людей с ментальной инвалидностью может быть выработана для всей территории России.
Для этого критерии, разработанные и апробированные в ходе пилота, потребуется закрепить законодательно.
По словам юриста Центра лечебной педагогики (ЦЛП; помогает детям и взрослым с психическими нарушениями) Елены Заблоцкис, на протяжении нескольких лет НКО «раскачивает» государство на регулирование сопровождаемого проживания как альтернативы системе ПНИ. В Минтруде создана рабочая группа с участием экспертов из благотворительной сферы. В ее состав вошли в том числе представители ЦЛП, НКО «Перспективы» (оказывают дополнительные социальные услуги детям и взрослым с тяжелыми нарушениями развития, которые живут в интернатах и семьях) и ГАООРДИ — Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов.
По словам президента ГАООРДИ Маргариты Урманчеевой, выбор регионов для разработки модели сопровождаемого проживания можно объяснять желанием и готовностью местных чиновников «выводить» людей из ПНИ. Министр социальной политики Нижегородской области Юрий Хабаров рассказал “Ъ”, что 11 подопечных интернатов уже живут самостоятельно под контролем соцработников в «спецжилдомах». Для этого пришлось внести поправки в региональную нормативную базу. По словам министра, все они трудоустроены. Господин Хабаров приводит данные проекта ОНФ «Регион заботы» о том, что до 25% подопечных интернатов могут жить самостоятельно. Таким образом, из 3,5 тыс. жителей ПНИ в Нижегородской области «вывести» рассчитывают около 1 тыс. человек. По данным руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Ольги Сергеевой, в регионе в интернатах проживает около 2,8 тыс. человек. Сколько из них могут жить самостоятельно при поддержке специалистов, по ее словам, пока непонятно. «Оценить это — тяжелый труд профориентологов, психиатров, психологов, социальных работников. Они будут смотреть на каждого человека с точки зрения его возможности»,— сказала она “Ъ”.
Елена Заблоцкис утверждает, что любой человек, даже практически полностью обездвиженный или с глубокими интеллектуальными нарушениями, может жить дома. Маргарита Урманчеева также считает, что сопровождаемая форма проживания подходит для всех:
«Если человек хочет, то ему должны помочь. Но объем помощи и поддержки будет разным».
Госпожа Урманчеева в целом положительно оценивает проект Минтруда. Она отмечает, что процессы по развитию сопровождаемого проживания уже идут по всей стране. Движущая сила, как правило, благотворители и родители детей с особенностями здоровья. Однако, подчеркивает она, пока нет материальной, методической базы и обученных специалистов, большая часть людей будет находиться в стенах учреждений. С ней согласна Елена Заблоцкис: «Многие семьи готовы вложиться в создание сопровождаемого проживания, но законодательство не дает никаких гарантий, что человек окажется в такой квартире, а не в интернате».