Пожилых берут на иглу
В Петербурге ввели обязательную вакцинацию для жителей старше 60 лет
Глава Управления Роспотребнадзора по Петербургу Наталия Башкетова подписала постановление, в соответствии с которым люди старше 60 лет и имеющие хронические заболевания (в том числе заболевания бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем) обязаны вакцинироваться от коронавируса. Обеспечить их первым компонентом прививки власти должны до 15 декабря 2021 года. Это постановление уже вызвало вопросы у юристов и депутатов городского ЗакСа. В частности, проблему они видят в том, что если людей к вакцинации станут принуждать, то не согласившихся нужно будет наказывать, а как это сделать — непонятно, механизмов нет.
Как отмечает адвокат Виктор Магер, принудить людей к получению прививки в России нельзя. На любое медицинское вмешательство необходимо давать согласие, и человек имеет право от него отказаться, в том числе и от операции.
Юрист Натэла Пономарева отмечает, что принудить пожилых к вакцинации нельзя, но, возможно, позже будет введено требование предъявлять QR-код, например, на входе в поликлиники или аптеки.
«Вообще же, если не установлена ответственность за неисполнение, то принудить людей невозможно»,— считает госпожа Пономарева.
О свободе на согласие или несогласие на медицинское вмешательство говорят и депутаты. В частности, депутат ЗакСа Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский отмечает, что это право гарантировано законом «Об основах охраны здоровья». «Люди старше 60 лет сами способны решить, нужно им вакцинироваться или нет,— уверен Борис Вишневский.— Я не считаю, что кого-то нужно к этому принуждать».
О том, что методов принуждения в постановлении нет, говорят и в Управлении Роспотребнадзора по Петербургу. В пресс-службе ведомства ограничились лишь комментарием: «Пожилой человек должен быть ответственным гражданином».
Если человек старше 60 лет работает, работодатель может (но не обязан) отстранить его от работы. Если он не работает, то никаких санкций для него постановление не предусматривает.
Впрочем, как отмечает господин Вишневский, обязать всегда проще, чем убедить, и именно это, по его словам, делают петербургские власти. «Вместо механизма убеждения, создания нормальных удобных условий для вакцинации, чтобы человек, который не очень хорошо умеет пользоваться компьютером, пошел и вакцинировался, предварительно посоветовавшись с врачом, людей снова пытаются обязать»,— говорит политик.
Абсолютным противопоказанием для вакцинации сейчас считается анафилактический шок на какой-либо препарат в анамнезе у пациента. Это прописано в инструкциях ко всем существующим в России вакцинам. Беременным женщинам дают медотвод до 22 недель, кормящим — в зависимости от решения врача. Хронические и онкологические заболевания в ремиссии противопоказанием не считаются.
При этом если после постановления Роспотребнадзора пожилой человек вакцинируется и у него возникнет осложнение, гипотетически он может обратиться в суд с иском к Роспотребнадзору, но фактически доказать причинно-следственную связь между прививкой и возникшим осложнением, считает Натэла Пономарева, будет очень сложно.