Пересчитайте за проезд

Расчетный тариф на проезд в Перми будет ниже 37 рублей

Фото: Коммерсантъ

Комитет гордумы по экономическому развитию рассмотрел представленный мэрией проект новой методики расчета тарифа на проезд. Согласно ей, тариф будет рассчитываться путем деления расходов отрасли на пассажиропоток. После утверждения методики планируется установить и новый размер тарифа. Ранее мэрия посчитала, что он должен составлять 37 руб. Однако после высказанных КСП замечаний к новой формуле его расчета, эта сумма несколько снизится. По мнению депутатов, новая методика сделает тариф более гибким, а значит, позволит при изменении расходов и пассажиропотока регулировать и цену проезда.

Во вторник, 9 ноября, на заседании комитета Пермской думы по экономическому развитию начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин представил депутатам проект новой методики установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте. Господин Путин пояснил, что задача предыдущей методики состоит в обеспечении доходов перевозчиков, которые частично или полностью перекрывают их затраты на перевозку пассажиров, однако в результате перехода на брутто-контракты доход перевозчиков обеспечивается за счет бюджета. «Таким образом, методика не позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф, учитывающий действующий порядок организации регулярных перевозок в Перми»,— отметил глава департамента. Он добавил, что 28 октября было вынесено судебное решение, которое также указало на несовершенство действующей методики в части отсутствия возможности установления единого тарифа на все виды транспорта.

Речь идет о решении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, частичного удовлетворившего иск пермского перевозчика Евгения Анисимова о признании недействительным решения гордумы, которым утвержден действующий тариф. Первая инстанция полностью отказала в удовлетворении иска, однако апелляция посчитала недействительными пункты 1.1 и 1.2 решения, которыми устанавливается одинаковый тариф на проезд в автобусе и трамвае, в то время как, согласно методике, он должен отличаться практически в два раза.

Новая методика предполагает установление сбалансированного тарифа, учитывающего доходность городского бюджета и размер расходов на организации регулярных перевозок. Тариф будет высчитываться путем деления расчетных расходов (их предполагается принимать на очередной год с плановой даты действия нового тарифа) на пассажиропоток по итогам предыдущего календарного года. «При этом, по решению городской думы, будет возможность установить тариф ниже, чем расчетный, для обеспечения ценовой доступности общественного транспорта»,— подчеркнул Анатолий Путин.

После утверждения методики отдельным проектом решения на рассмотрение в думу будет внесен новый тариф. Сейчас проезд в городском общественном транспорте стоит 26 руб. при расчете наличными и 24 руб. при оплате картой, за одно место багажа нужно заплатить 13 руб. Ранее мэрия представила расчеты, согласно которым, экономически обоснованный тариф должен увеличиться до 37 руб.

У Контрольно-счетной палаты (КСП) Перми возникли замечания к проекту новой методики расчета тарифа. Контролирующий орган предложил исключить из формулы расчета расходы на осуществление функций по управлению и контролю регулярных перевозок, которые выполняет МКУ «Гортранс». «Мы считаем, что эти расходы не связаны напрямую с перевозкой пассажиров. Формирование тарифа должно осуществляться на основании двух показателей — пассажиропотока и расходов по оплате транспортной работы перевозчикам. С учетом поправок, которые мы предлагаем, тариф должен быть пересчитан»,— заявила председатель городской КСП Мария Батуева.

Аналогичное замечание высказали эксперты управления экспертизы и аналитики гордумы.

По мнению депутата Марка Коробова, в дальнейшем необходимо поработать над числителем и знаменателем формулы расчета тарифа: постепенно снижать расходы на транспортную работу, а пассажиропоток, наоборот, увеличивать. «Правильно ли я понимаю, что если эти показатели будут меняться, сама формула будет выглядеть интереснее?»— уточнил господин Коробов.

Начальник департамента транспорта подтвердил, что тариф может меняться при изменении показателей, на основе которых будет производиться расчет. По его словам, предложенное экспертами исключение из формулы расходов на контроль организации перевозок даст определенное снижение расчетного тарифа. Пассажиропоток также будет влиять на стоимость проезда. «Если мы будем перевозить все больше людей, это даст нам возможность не повышать тариф в дальнейшем или даже получить расчетную величину меньше действующего значения»,— сказал Анатолий Путин.

Депутат Эдуард Мирзамухаметов поинтересовался, на какой период времени устанавливается новая методика, и каким образом ее будет можно изменять.

Господин Путин ответил, что методика не имеет ограниченного периода действия и при изменении экономической или организационной ситуации в транспортной отрасли может корректироваться на основании решений думы.

Эдуард Мирзамухаметов отметил, что расчет тарифа по предложенной формуле — в целом довольно устаревший подход. «Сейчас, когда мы полностью перешли на брутто-контракты, установление тарифа становится более регуляторным. Но я понимаю, что вступило в силу определение суда, и нам надо принимать решение быстро, отталкиваясь от того, что есть»,— высказался депутат.

Члены комитета единогласно поддержали новую методику расчета тарифа на проезд, с учетом предложенной экспертами поправки, и рекомендовали гордуме принять решение о ее утверждении.

Екатерина Артемова

Вся лента