Дорогие наши депутаты

Кампания нижегородских единороссов в Госдуму обошлась в среднем в 14 млн рублей

Все пять одномандатных округов по итогам выборов в нижнюю палату российского парламента от Нижегородской области достались кандидатам от «Единой России». В среднем успешные выборы кандидата в Госдуму восьмого созыва стоили 14,1 млн руб. против 10 млн руб. в 2016 году. Дороже остальных спонсорам обошелся дебютант, бывший спикер регионального парламента Евгений Лебедев.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

На сайте избирательной комиссии Нижегородской области опубликованы итоговые финансовые отчеты кандидатов-одномандатников «Единой России», ставших депутатами Госдумы VIII созыва по результатам сентябрьских выборов. Регион, напомним, представлен в нижней палате парламента пятью одномандатными округами и все они, как и в прошлом созыве, заняты единороссами. Как писал «Ъ-Приволжье», на очередной срок полномочий избрались экс-секретарь регионального политсовета партии Артем Кавинов, представитель структур «Евросибэнерго» (входит в холдинг En+ Group Олега Дерипаски) Наталья Назарова и бывший мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.

Также в Госдуму прошли два новичка — экс-спикер регионального парламента и бывший председатель совета директоров завода НИТЕЛ Евгений Лебедев, а также на момент выборов начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун. Последним двум незадолго до выборов уступили свои округа парламентарии седьмого созыва Дмитрий Сватковский и Денис Москвин, недавно получивший должность вице-президента в Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолия Седых.

Судя по отчетности, избирательная кампания кандидата, получившего кресло в Госдуме, в среднем стоила более 14 млн руб. При этом выдвиженцы партии власти официально сами не оплачивали расходы на агитацию.

Как правило, большую часть затрат обеспечивали либо федеральные фонды, либо структуры, чьи интересы будет представлять депутат. В частности, большая часть кампаний оплачена Национальным фондом поддержки регионального сотрудничества (НФПР) и Фондом поддержки будущих поколений.

Самая дорогостоящая кампания оказалась у господина Лебедева, в кассу которой собрали 25 млн руб. При участии оборонного завода и фондов общий объем финансирования составил 24 млн руб., поскольку еще миллион пришлось вернуть юрлицу, которому либо запрещено финансировать избирательные кампании, либо не указавшему обязательные сведения в платежном документе.

Собственные средства партия, следует из отчетности Евгения Лебедева, в его кандидатуру не вкладывала. При этом кандидат израсходовал все перечисленные ему деньги. В частности, на агитацию за его кандидатуру израсходовали 22,4 млн руб., на агитационные статьи в прессе — 88,4 тыс. руб. и 40,5 тыс. руб. на теле- и радиопередачи. Господин Лебедев — единственный среди коллег, чей фонд оплатил массовые мероприятия, потратив 19,2 тыс. руб. Оплата работы на выборах кандидата обошлась в 926 тыс. руб., консультации стоили 450 тыс. руб. (депутат также единственный, кому оплатили эти услуги), еще 15,9 тыс. руб. составили иные предвыборные расходы.

Второй по объему финансирования стала кампания Артема Кавинова, на которую собрали 20 млн руб., и все они были израсходованы. Основная статья расходов — 19,95 млн руб. — пришлась на агитацию, остаток составили иные расходы избирательного фонда. Согласно отчетности, господин Кавинов не оплачивал из этих средств услуги политтехнологов и юристов. Его кампания в Госдуму VII созыва стоила около 10 млн руб.

Сопоставимую сумму в этом году потратили на выборы Натальи Назаровой, в основном на агитационные материалы. Артем Кавинов и госпожа Назарова не выступали на телевидении, радио и в газетах и не проводили никаких общественных мероприятий в отличие от Вадима Булавинова, у которого оказался наименьший избирательный фонд. На кампанию он получил 4 млн руб. и вложил еще 2 млн руб., израсходовав большую часть фонда на агитацию, в том числе на телевидении и в прессе. Еще 2,7 млн руб. пошли, очевидно, на работу предвыборного штаба. В прошлом созыве фонд господина Булавинова составлял 4 млн руб., из которых потратили 2,5 млн руб.

Интересно, что все кандидаты не тратили средства предвыборных фондов на агитацию в сетевых изданиях. Однако, по наблюдениям «Ъ-Приволжье», все они, так или иначе, появлялись на страницах нижегородских информационных агентств, комментируя события или решения партии.

В региональном избиркоме не ответили на вопрос «Ъ-Приволжье», является ли подобная информация способом агитации. Добавим, что выборы в прошлый созыв Госдумы обошлись нижегородским единороссам-одномандатникам немногим дешевле: средняя сумма составила около 10 млн руб.

При этом самым дорогим кандидатом был Владимир Панов, позднее ставший мэром Нижнего Новгорода, а затем — спецпредставителем «Росатома» по развитию Арктики. Его кампания обошлась в 21 млн руб. Общий фонд «Единой России» на выборах 2021 года составлял 74 млн руб. против предыдущих 44 млн руб., остальные средства тратились, в основном, из связанных с партией федеральных фондов.

Роман Рыскаль

Вся лента