Борис Титов раскритиковал подготовленный Минюстом проект с перечнем болезней, препятствующих содержанию в СИЗО
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов прокомментировал «Ъ» подготовленный Минюстом проект постановления правительства с изменениями в перечне тяжелых заболеваний, с которыми обвиняемые или подозреваемые в преступлениях не могут содержаться в СИЗО. По его словам, проект «во многом позитивен», исходит из «актуальных кодов заболеваний» и коррелирует с перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, что «устранит ряд проблем правоприменения». Однако, на взгляд бизнес-омбудсмена, документ содержит и недостатки.
Документ, о котором идет речь, Минюст опубликовал в конце октября. Согласно ему, в изоляторы нельзя будет поместить обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, у которых выявлены ряд онкологических и инфекционных заболеваний, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения, недугов, связанных с беременностью и родами, а также состояния, требующие паллиативной помощи.
По словам Бориса Титова, проект содержит «значительное число уточняющих признаков, носящих избыточный характер, не всегда конкретных и, соответственно, допускающих толкование». Например, в документе говорится что излечение от заболевания «не может быть достигнуто никакими методами». «А если может быть достигнуто, но не в СИЗО? Освобождать человека или нет? — спрашивает бизнес-омбудсмен.— При прогрессирующем деструктивном туберкулезе позвоночника учитываются только случаи с поражением трех или более позвонков или двух и более крупных костей и суставов. А специалисты утверждают, что при угнетении иммунитета, дефиците питания прогрессирование туберкулеза костей отслеживается не так явно. Оно может быть не оценено в условиях СИЗО и привести к необратимому вреду здоровью».
Борис Титов обратил внимание и на то, что в проекте часто употребляется термин «требующие постоянной посторонней помощи»: «Например, при заболеваниях, резко нарушающих самообслуживание. Но как оценивать это "постоянной"? Если человек не способен себя полноценно обслуживать, кто в камере будет им заниматься?»
Также, по словам господина Титова, документ не предусматривает процедуры, как именно планируется оценивать «потребность именно в безотлагательном лечении». «При агранулоцитозе (уменьшение числа лейкоцитов или числа гранулоцитов; как правило, представляет собой синдром какого-то общего заболевания.— “Ъ”) в проекте требуются еще тяжелые инфекционные осложнения, а развитие инфекции в подобном состоянии непосредственно угрожает жизни»,— сообщает бизнес-омбудсмен.
Помимо прочего, по мнению Бориса Титова, в документе не содержатся «предложения по психическим расстройствам, хотя в этих состояниях люди могут нести опасность не только для себя, но и для окружающих».
Изменения разрабатывались в том числе и рабочей группой при бизнес-омбудсмене, в которую вошли представители Минюста, ФСИН, Верховного суда, уполномоченного по правам человека, Минздрава, а также практикующие медики и предприниматели. «К сожалению, в итоговый вариант постановления ряд предложений экспертов не включен,— отметил Борис Титов.— Мы остаемся в диалоге с Минюстом, надеюсь, проект еще будет доработан».
Подробнее о проекте читайте в материале «СИЗО не по здоровью».