Как зеленилась сталь
Металлургам потребуется 100 ГВт ВИЭ для перехода на водород
Металлургическим компаниям РФ для полного перехода на использование «зеленого» водорода при выплавке стали необходимо около 100 ГВт новых мощностей ВИЭ и еще 50 ГВт традиционной генерации, посчитали в НЛМК. На это потребуется свыше $50 млрд инвестиций, а себестоимость стали вырастет вдвое. Предполагается, что использование водорода вместо угля и газа поможет сократить углеродный налог в ЕС, объем которого для черной металлургии РФ оценивается в $314 млн в год. Однако, полагают эксперты, металлурги заинтересуются технологией только при резком снижении стоимости производства водорода и росте платы за СО2.
НЛМК Владимира Лисина оценил стоимость перехода металлургической отрасли РФ на «зеленый» водород, который производится методом электролиза воды с использованием энергии ВИЭ, рассказал вице-президент компании по энергетике Сергей Чеботарев на конференции РСПП «Перспективы развития российской энергетики в условиях европейского углеродного регулирования».
По расчетам компании, для этого в стране нужно построить около 100 ГВт новых ВИЭ, что почти в 33 раза больше текущего объема. Для стабильной работы энергосистемы придется также ввести еще 50 ГВт традиционной генерации. Для сравнения: сейчас общая установленная мощность Единой энергосистемы РФ — 246,3 ГВт. Объем инвестиций в строительство новых объектов составит примерно $50 млрд. Себестоимость стали вырастет вдвое. В Минэнерго сказали “Ъ”, что не знакомы с этими данными.
Сейчас Россия производит около 5 млн тонн водорода в год в основном методом парового риформинга метана («серый» водород). Согласно концепции развития водородной энергетики, к 2050 году Россия будет отправлять на экспорт 15–50 млн тонн водорода. Прогноза потребления внутри РФ в документе нет.
Водород в металлургии может использоваться как восстановитель при получении металла, но сейчас этим способом в мире практически не пользуются, предпочитая применять уголь и газ, говорит Игорь Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет». По данным IHS Markit, только 3% мирового потребления водорода приходится на металлургию, в основном цветную и порошковую, отмечает аналитик. Ожидается, что спрос на «зеленый» водород в отрасли будет расти для снижения углеродного следа продукции. Российским металлургам это может помочь снизить трансграничный углеродный налог, вводимый ЕС. Объем нагрузки от платы за прямые выбросы (Scope 1) только для черной металлургии оценивается в $314,1 млн в год.
На 100 ГВт ВИЭ можно выпускать около 4,5 млн тонн водорода в год, чего будет достаточно для производства 55–75 млн тонн стали в год, по оценкам Игоря Чаусова.
«Экономический смысл такая замена будет иметь при двух условиях: если "зеленый" водород, как и ожидается, подешевеет до значений менее $3–4 за 1 кг (сегодня такой водород стоит в три раза дороже), а также если сталелитейная промышленность будет вынуждена платить за $75–100 за тонну СО2»,— говорит аналитик.
По его мнению, для предприятий, ориентированных на экспорт стали в ЕС, водородные технологии станут вполне реальной альтернативой в ближайшие десять лет.
Расчеты НЛМК выглядят впечатляющими: для перехода на «зеленый» водород одного (хоть и достаточно энергоемкого) сектора требуются мощности, соответствующие более 60% от общенациональных с общей стоимостью около $70 млрд для ВИЭ и $35–40 млрд для традиционной генерации, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Он сомневается, что эти планы материализуются. «В сталелитейном секторе существуют более дешевые альтернативы, включая декарбонизацию энергопотребления, увеличение использования вторсырья и, наконец, улавливание СО2»,— отмечает он. Владимир Скляр полагает, что в среднесрочной перспективе скорее можно ожидать отдельных пилотных проектов производства «зеленого» водорода, нежели полноценного технологического сдвига.