«Переход на новые технологии в образовании необходим»
Как «Макдоналдс» запустил цифровую трансформацию корпоративного обучения
Для многих компаний как в России, так и за рубежом пандемия COVID-19 стала толчком цифровой трансформации бизнеса, и в, частности, корпоративного обучения. Наталия Зыгмонт, директор по обучению «Макдоналдс», и Александр Телегин, директор Центра обучения и развития компании, рассказали “Ъ” о том, какие цифровые технологии могут сделать обучение более доступным для сотрудников, как грамотно анализировать их образовательную активность и зачем использовать бизнес-симуляцию для тренировки навыков.
— Пандемия коронавируса вынудила многие компании перевести обучение своих сотрудников в новый формат. Расскажите, как с этой задачей справлялись в «Макдоналдс», который стоит у истоков корпоративного образования в России?
АЛЕКСАНДР ТЕЛЕГИН: На самом деле, мы в «Макдоналдс» запустили цифровую трансформацию корпоративного обучения еще до того, как это стало мейнстримом, потому что понимали: переход на новые технологии в образовании необходим, и тот, кто совершит его первым, получит огромное преимущество на рынке. У нас в компании работает более 60 тыс. человек, мы открываем по 80 новых предприятий в год, то есть постоянно нанимаем новых сотрудников, которых необходимо знакомить с принципами работы в компании. Поэтому уже с 2019 года образовательные программы в нашем собственном Центре обучения и развития «Макдоналдс» в России строятся на основе цифровой платформы. Благодаря этому в 2020 году мы смогли достаточно оперативно, в течение месяца, перевести всех обучающихся в онлайн.
— Какой формат обучения преобладает на ваших образовательных программах сейчас?
НАТАЛИЯ ЗЫГМОНТ: Сейчас мы обучаем наших сотрудников как онлайн, так и очно. Специфика нашего бизнеса, связанного с гостеприимством, подразумевает взаимодействие с людьми, и обучение необходимым для этого навыкам сложно перенести в онлайн. Наши учащиеся это тоже понимают, и, когда часть курсов возобновилась в очном формате, многие из них благодарили нас за возможность снова общаться друг с другом вживую.
А. Т.: Добавлю, что при этом мы даже на очных программах перешли на безбумажное обучение, стремясь стать более экологичными. По этой же причине мы внедряем программы раздельного сбора отходов и энергосберегающие технологии, перерабатываемые материалы и упаковку.
— Как устроен ваш цифровой контент?
Н. З.: Основой для наших образовательных программ в онлайне выступают два главных элемента нашей цифровой платформы — система LMS и цифровая библиотека. Поскольку мы обучаем наших сотрудников по системе 70:20:10, большую часть информации они должны усваивать самостоятельно — и как раз цифровая библиотека является для них важнейшим источником знаний. Сразу оговорюсь: материалы в ней доступны не только в традиционном текстовом формате, но и в формате видео и аудио. Также доступ к ней можно получить с любого устройства, включая мобильный телефон. Таких пользователей у нас, кстати, становится все больше.
А. Т.: Я добавлю, что те материалы, которые мы презентуем на курсах, тоже были специально адаптированы под онлайн. Нельзя просто взять презентацию с очной лекции, погрузить ее в LMS и надеяться на хороший отклик аудитории. Материалы для онлайна необходимо специально адаптировать, потому что на таких занятиях конкуренция за внимание слушателя гораздо выше, их может все время что-то отвлекать, особенно если они учатся из дома. Важная деталь: мы сделали возможным так называемый бесшовный переход пользователя системы LMS в библиотеку и обратно. То есть человек прошел курс и тут же может пойти почитать к нему какие-то дополнительные материалы, или, наоборот, как только он закончил с материалами — можно перейти и сделать курс для их закрепления.
Н. З.: Это действительно важная особенность нашей системы обучения, потому что чем более доступными будут знания, тем большее число сотрудников будет ими пользоваться. В целом постоянное совершенствование IT-инфраструктуры — одна из наших ключевых задач, потому что построить эффективную образовательную систему возможно только в том случае, если у вас есть хорошее покрытие Wi-Fi на производствах или у сотрудников есть доступ к платформе из дома.
— Говоря о развитии онлайн-обучения, многие компании подчеркивают важность инновационных форматов. Есть ли у вас такие курсы?
А. Т.: Да, мы запустили очный курс для руководителей наших предприятий, где обучаем их принимать решения с помощью бизнес-симуляции. По сути, это бизнес-кейс, который переведен в цифровой формат. То есть, например, обучающемуся достается роль руководителя предприятия в определенном городе, и его задача — взаимодействовать со своим руководством, своими подчиненными, гостями, местным сообществом, чтобы добиться успеха. Главная особенность такого обучения в том, что оно дает людям возможность принять решение и сразу увидеть его результат и возможные последствия. Например, большинству сложно поддерживать баланс между краткосрочными и долгосрочными решениями, между удовлетворением потребностей гостей и сотрудников, и бизнес-симуляция позволяет им опробовать новые модели своего поведения, не опасаясь реальных последствий в случае ошибки.
Н. З.: Мы считаем, что такой курс для руководителей оказался успешным, и сейчас будем запускать аналогичный для сотрудников линейного звена — менеджеров, которые управляют предприятием в течение одной смены.
— Новые форматы обучения также требуют и новых способов оценки его качества. Как вы в «Макдоналдс» анализируете образовательную активность сотрудников?
Н. З.: Для этого мы используем специальную систему внутренней аналитики, которая позволяет увидеть, какими из наших образовательных сервисов пользуется каждый из наших сотрудников. Замечу, что по этому показателю — использование цифровых инструментов — Россия находится на втором месте среди всех стран, где работает Макдоналдс, уступая только американской составляющей корпорации. Благодаря, например, показателю посещаемости мы понимаем, какие курсы популярны, а какие — нет, и можем оперативно их корректировать. Мы видим и общую динамику интереса к нашим сервисам, то есть сколько часов пользователи тратят на просмотр материалов в целом. Так, например, с начала года более 18 тыс. наших сотрудников почти 12 млн раз посещали нашу цифровую библиотеку.
— Считается, что сейчас корпоративные образовательные системы должны предоставлять сотрудникам не только доступ к знаниям, но также и знакомить их с ценностями компании, создавать среду, которая повышает их лояльность к бренду работодателя. Есть ли такие инициативы в «Макдоналдс»?
Н. З.: Да, образовательная среда в нашей компании — это в том числе среда, где наши сотрудники могут приобщиться к корпоративным ценностям «Макдоналдс». Как основоположники индустрии быстрого питания мы сформировали собственную философию гостеприимства, центральное место в которой занимают наши гости и их впечатления от нашей работы. Помимо этого мы стремимся прививать нашим сотрудникам также и ценности ESG, которые сейчас являются частью глобальной повестки любого бизнеса.