Лизинг показал рост

В Прикамье наибольшее количество лизинговых сделок было заключено в сфере строительной и дорожной техники

С начала 2021 года рынок лизинга показывает взрывной рост. Это связано с отменой ограничений из-за пандемии и льготными программами господдержки. В Пермском крае наибольшее количество лизинговых сделок было заключено в сфере строительной и дорожной техники, а также автотранспорта. Эксперты прогнозируют постепенный спад объемов сделок уже в ближайшее время.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок лизинга в России в первой половине 2021 года вырос на 66% по сравнению с прошлым годом и составил 945 млрд руб. «Взрывной темп роста» аналитики компании объясняют низкой базой первой половины прошлого года, на которую пришелся пик весенних коронавирусных локдаунов. Объем сделок лизинговых компаний с крупными корпоративными клиентами в прошлом году упал сильнее, чем в сегменте розничного лизинга, и восстановиться до докризисных уровней ему так и не удалось: в первом полугодии 2020-го корпоративный сегмент рухнул сразу на 56%, до 148 млрд руб., а в нынешнем первом полугодии вырос всего на 47%, до 218 млрд руб., свидетельствует статистика «Эксперт РА».

Розничные сегменты лизинга в прошлом году сумели сохранить объемы нового бизнеса за полугодие с небольшим плюсом (на 8%, до 422 млрд руб.), а в первой половине 2021 года этот рынок достиг рекордных 727 млрд руб., увеличив аналогичный прошлогодний показатель на 72%.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», основной прирост показал сегмент автолизинга (+73%). Это, как отмечают эксперты, связано преимущественно с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга на фоне их падения в первом полугодии 2020 года. При этом доля сегмента малого и среднего бизнеса, являющегося основным драйвером автолизинга, выросла за год с 58 до 61% в объеме нового бизнеса. Восстановление бизнеса в 2021-м, после локдауна прошлого года, совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования способствовало почти двукратному росту нового бизнеса строительной техники (+88%). Государственная поддержка аграриев через механизм субсидирования льготного лизинга позволила объему нового бизнеса сегмента сельхозтехники вырасти почти в два раза по итогам первого полугодия 2021 года.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Основу спроса в розничных сегментах лизинга составляют предприятия малого и среднего бизнеса, отмечают аналитики «Эксперт РА». За год доля этих клиентов в объеме новых сделок лизинговых компаний выросла с 58 до 61%, посчитали в агентстве. Столь резкое восстановление рынка в этих сегментах аналитики связывают с мерами господдержки в сегменте колесной спецтехники и сельскохозяйственных машин: в обеих отраслях рост почти двукратный. Среди бурно развивающихся сегментов эксперты называют также лизинг легковых автомобилей, строительной, дорожно-строительной и спецтехники на колесах (за первое полугодие 2021 года рост составил 88%, до 130 млрд руб.).

Бывший председатель правления «Проинвестбанка» Александр Воронцов отмечает, что на региональном рынке в течение этого года наблюдались аналогичные федеральным тенденции. Этому способствуют одни и те же причины, связанные со снятием ограничений в период пандемии, а также с эффектом низкой базы 2020 года.

«В 2021 году ограничения были сняты, после чего последовал взрывной рост по всем направлениям»,— говорит Александр Воронцов.

Он выделяет несколько причин для этого. Так, в первом квартале этого года была установлена минимальная ключевая ставка в современной России, поэтому удорожание техники для лизингополучателя также было минимальным, и многие стремились этим воспользоваться. В Пермском крае особенно вырос лизинг строительной и дорожной техники. Это связано с масштабными проектами подготовки к 300-летию Перми. Серьезный рост показала и транспортная отрасль в связи с изменениями условий работы для перевозчиков, которым необходимо было обновить подвижной состав. Количество лизинговых сделок по приобретению сельхозтехники и оборудования в Пермском крае существенно не изменилось, так как Пермский край традиционно является зоной рискованного земледелия.

Директор ООО «Экспресс-Лизинг» Дмитрий Соснин подтверждает, что уже с начала января наблюдался бум интереса к приобретению техники в лизинг.

«Когда после пандемии люди вышли на работу, они сначала не понимали, как им действовать, как платить лизинг. Сейчас уже приспособились к действующим реалиям и строят уже не такие далекие, но уже планы»,— говорит господин Соснин. По его словам, наиболее востребована сейчас специализированная техника, особенно дорожная. «Город готовится к 300-летию. Действуют федеральные и региональные программы по замене дорожного полотна. И это провоцирует соответствующий спрос»,— поясняет специалист.

Менялась и коммунальная техника на содержание дорог, популярностью пользовался грузовой транспорт.

По мнению эксперта, именно возросшие объемы работ оказывают существенное влияние на рынок лизинга, а не государственные программы по субсидированию. Причина в том, что льготные схемы были доступны лишь крупным компаниям, и действовали они ограниченное время.

Дмитрий Соснин поясняет, что клиентам удобнее лизинговые схемы, так как, в отличие от кредита, это занимает меньше времени и не обременяет клиента необходимостью сбора большого количества документов.

«Если приобретают технику — понимают, что это быстро, оперативно, комфортно в плане налогообложения. У лизинговых компаний открыты лимиты в банках три-четыре дня, и можно выходить на подписание и оплачивать технику»,— поясняет эксперт.

В то же время он отметил, что компании столкнулись с большими сложностями — отсутствием техники у поставщиков. «Ситуация на рынке такова, что для приобретения иномарок заключаются предварительные договоры с выплатой авансов и ожиданием поставки только через год»,— рассказал господин Соснин. Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте легковых автомобилей. Изменилась ценовая политика, автомобили очень сильно подорожали. У многих автосалонов закончилась квота для юридических лиц. Перераспределение квоты будет только в начале следующего года.

«Все это последствия пандемии. Были закрыты границы, отсутствовали комплектующие, до сих пор случаются проблемы с прохождением таможни и другие»,— поясняет Дмитрий Соснин.

Кроме того, существуют валютные риски. Поставщики не готовы принимать полноценную оплату или фиксировать цены на технику, и тем самым отпугивают покупателей. «У нас была ситуация, когда во время транспортировки из-за границы техника подорожала почти в два раза»,— сетует специалист. Несмотря на существующие проблемы, он считает, что интерес к лизинговым схемам будет держаться на том же уровне, так как компании нуждаются в обновлении техники.

Озвученные тенденции подтверждаются участниками рынка. Генеральный директор компании «Техстройавтоэкспресс» Михаил Ухватов (занимается грузоперевозками) отмечает, что по рынку грузоперевозок заметна тенденция к увеличению лизинговых сделок. Он считает, что, хотя лизинг выходит дороже кредита, это наиболее удобный финансовый инструмент в текущей ситуации. К тому же, в отличие от кредита, лизинг можно оформить не только на новую, но и на технику, бывшую в употреблении.

Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ

Рост лизинга в сфере строительной и дорожной техники объясняется растущим объемом работ. Заместитель генерального директора АО «Уралмостострой» по Пермскому краю Юрий Истягин отмечает, что в ближайшее время ожидается объявление строительных работ на сумму более 10 млрд руб. После того как торги будут разыграны, компании в зависимости от выигранных объемов будут обновлять технику. «Мы планируем инвестиции на год вперед и постоянно обновляем технику. Но решения принимаются уже после того, как торги прошли и понятен объем работ»,— пояснил дорожник.

Директор компании «Автотех» Александр Петров рассказал, что его компания также воспользовалась механизмом лизинга для приобретения автобусов.

«Этот инструмент дороже, но более удобен для компании. Это связано с тем, что для получения кредита в банке необходимо предъявлять большое количество документов. Так как отрасль пассажирских перевозок вошла в реестр пострадавших отраслей, банки неохотно предоставляют кредиты. К тому же кредит ухудшает картину финансового состояния компании. Поэтому в случае участия в конкурсах на новый объем работ будет сложнее получить финансовое обеспечение»,— пояснил господин Петров

Он отметил также, что и лизинговые компании очень внимательно присматриваются к будущим клиентам и не готовы заключать договоры со всеми. Перевозчики сталкиваются с проблемой отсутствия автобусов. «По всей стране запущены программы обновления подвижного состава. Бронирование техники идет на полгода вперед. Даже если сегодня перевозчик готов купить новую технику, неважно — в лизинг или на собственные средства, техники нет»,— подытожил Александр Петров.

Перспективы развития рынка, в связи существующими проблемами, собеседники оценивают осторожно. Как говорит Александр Воронцов, эффект низкой базы нивелирован, в связи с чем стоит ожидать снижения темпов прироста рынка. Кроме того, в ближайшее время рынку лизинга грозит передел. На федеральном уровне принято решение, что отрасль будет регулироваться Центробанком.

«Это может серьезно повлиять на малые и средние лизинговые компании, которым будет сложнее соответствовать требованиям Центробанка. Так же как и в банковской сфере, останутся крупные игроки. Хотелось бы только, чтобы этот процесс был эволюционным, без перегибов, без ущерба для малого и среднего бизнеса, для которого лизинг зачастую является единственной возможностью приобрести основные средства, а крупным лизинговым компаниям такие клиенты не очень-то интересны»,— полагает господин Воронцов.

Ирина Суханова

Вся лента