Цифровизация семимильными шагами

Ижевск поднялся в рейтинге «умных» городов

Ижевск занял 14 место в рейтинге крупных российских городов с высокой степенью эффективности цифровой трансформации. Подняться с 29 места город смог всего за год. Как считают эксперты, резкий скачок может быть связан с проблемами финансирования автоматизированных систем в других регионах. Тем не менее, они не отрицают, что сейчас темпы автоматизации региона и города выше, чем во многих других.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Ижевск поднялся сразу на 15 ступеней в рейтинге «Умных» городов России. Теперь столица Удмуртии занимает 14 место в категории «Крупные города» с численностью 250 тыс – 1 млн человек. Всего таких населенных пунктов в рейтинге насчитывается 65. Оценивали города по 47 критериям. Среди них инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи, умное ЖКХ и городское управление.

С внедрением автоматизации, город стал комфортнее и привлекательнее для инвестиций, полагает министр цифрового развития республики Тимур Меджитов.

«Результаты рейтинга "IQ городов" по итогам 2020 года говорят о том, что вектор работы, который мы определили в 2019 году в концепции цифрового развития Удмуртии, верный. Разрабатываемая министерством экосистема сервисов для населения, позволяет повышать комфорт для проживающих в регионе людей, сделать регион привлекательным для инвесторов и туристов»,— заявил господин Меджитов.

Директор Центра высоких технологий Олег Вылегжанин, напротив, не считает рост города в рейтинге реальным показателем развития высоких технологий. «В Ижевске за последнее время кардинальных изменений в области автоматизации не произошло. Нельзя сказать, что у нас появились принципиально новые автоматизированные системы, которыми пользуются жители. Есть определенный прогресс с точки зрения портала Госуслуг, и это, скорее всего, сказалось на рейтинге. Но такой резкий скачок говорит лишь о том, что в других регионах все идет еще медленнее»,— сказал господин Вылегжанин.

В настоящее время, как пояснил эксперт, есть глубокий кризис региональных бюджетов, за счет которых подобные системы внедряются, и стоит много более приоритетных задач, связанных с пандемией.

«Если посмотреть, как реализована работа с QR-кодами, мы видим, что нет приложения, которое использовалось бы жителями республики именно для того, чтобы в любой удобной форме предъявить этот код. Это, на мой взгляд, показатель того, что ничего революционного в области "умной среды" в Ижевске не происходит. Но учитывая проблемы практически всех регионов, их бюджетов и приоритетов в связи с пандемией, мы понимаем, что наши темпы автоматизации все-таки выше, чем в большинстве других регионов. Не знаю, насколько это хорошо, ведь, возможно, мы недостаточно финансируем в тех областях, где следовало бы»,— отметил Олег Вылегжанин.

По словам директора программно-информационной компании «Пиком» в Ижевске Григория Когана, главный фактор внедрения интеллектуальных систем в городе – это активная позиция государственных заказчиков. Именно они имеют достаточно финансовых и административных ресурсов для реализации крупных проектов. «В Удмуртии республиканские власти в последнее время активно повышают информационную открытость и запускают электронные услуги. Сейчас мы работаем над реализацией нескольких проектов, направленных на автоматизацию информационных процессов в республике»,— рассказал Григорий Коган.

Директор компании уточнил, что 10-15 лет назад ижевские IT-компании уже пытались создавать социальные сервисы для жителей города. Но тогда это не было востребовано ни властями, ни рынком. Поэтому разработчики либо отказывались от своих проектов, либо уходили с ними в более крупные города. Вопрос цифровизации городов стал популярнее во время пандемии.

«Локдаун стимулировал внедрение цифровых и онлайн-услуг во всех регионах. Практически во всех городах-лидерах рейтинга есть особые экономические зоны, IT-кластеры, технопарки. Образ жизни и мышления работающих там людей создает запрос на интеллектуальные сервисы. IT-компании могут запускать за свой счет небольшие сервисы, но системообразующими они не будут. Внедрение массовых решений больше зависит от позиции региональных и городских властей. Причем исполнителями не обязательно будут местные компании. Могу предположить, что и в Ижевске многие решения созданы поставщиками из других регионов»,— объяснил Григорий Коган.

Эксперт не считает, что рост Ижевска в рейтинге связан с низким уровнем цифровизации других городов. Он, напротив, отмечает высокую конкурентность. «Между городами, которые находятся на близких позициях в рейтинге, совсем небольшой разрыв по баллам. Это говорит о том, что конкуренция среди регионов растет и ситуация в любой момент может измениться. Приятно, что Ижевск поднялся в рейтинге на 15 пунктов. Но для города это не окончательный результат, а промежуточный итог. Чтобы удержать, и тем более повысить позиции, надо работать на опережение и вкладываться в дальнейшую цифровизацию»,— уверен господин Коган.

Дарья Нестерова

Вся лента