«Своей смертью участвовал в борьбе за новый быт»
Что настоятельно рекомендовали советским людям санитария, экономика и наука
95 лет назад, в конце 1926 года, в еще не полностью построенном первом советском крематории в Москве начались испытания печей. А 11 января 1927 года состоялись, как сообщала пресса, первые «похороны огнем». Однако задолго до этого развернулась пропагандистская кампания, призванная убедить граждан страны в прогрессивности нового способа погребения. И одним из самых впечатляющих ее этапов стало публичное сожжение тела умершего бывшего каторжанина И. П. Шавкуна.
Из публикации «Сжигание вместо погребения», «Огонек», 6 января 1924 года.
При Государственном Институте Социальной Гигиены HК3 (Народного комиссариата здравоохранения.— «История») открывается выставка по кремации. Заграницей кремация завоевала полное право гражданства на ряду с захоронением в землю и контингент приверженцев, равно как и число сжигаемых и число сооружаемых крематориев из года в год все увеличивается и увеличивается. Назрело, наконец, время и нам вступить на этот культурный и рекомендуемый санитарией, экономикой и наукой способ захоронения…
В 1920 г. в Америке функционировало 80 крематориев с числом сжиганий более 14.000; в Германии 55 кремат., более 19.000 сж.; в Англии 14 крем.— 1.800 сж. Из приведенных данных ясно видно, что кремация больше всего привилась и распространилась в Германии…
В Германии покойник после соблюдений всех формальностей в тот же день увозится в специальной карете (или автомобиле) обычно, без сопровождения родных в морг крематория. И уже здесь происходит отпевание по ритуалу той религии, к которой принадлежит покойник.
Таким образом, отсутствует дорогостоящая похоронная процессия.
К этому нужно прибавить экономию в расходах и работе могильщиков на раскопку земли. Эти материальные соображения являются чрезвычайно важным обстоятельством.
Из публикации «Смерть старого каторжанина», «Огонек», 14 декабря 1924 года.
Умер политический каторжанин Шевкун (так в тексте.— «История»). Умерший завещал оставшимся друзьям не хоронить его по христианскому обряду, а вывезти его тело за город и сжечь, так как в городе Чите нет крематория. Отдать последний привет старому революционеру (И. П. Шавкун за участие в революции 1905–1906 годов провел в заключении и на каторге в общей сложности шесть лет, затем до 1917 года находился в ссылке. Умер в возрасте 36 лет.— «История») прибыло большое количество рабочих г. Читы и крестьян ближайших деревень.
Трудящиеся пришли со своими знаменами и революционными плакатами. Был сложен грандиозный костер, на который был поставлен гроб. Под звуки «Вы жертвою пали», исполненной грандиозным хором из числа собравшихся, тело было сожжено. Так даже своей смертью старый революционер участвовал в борьбе за новый быт.
Из публикации «Огонь и земля», «Огонек», 24 января 1926 года.
…Французская революция, черпавшая свой пафос в романтике римского быта и его суровом героизме, родила предписание, требовавшее полного уничтожения кладбищ и обязательного сожжения трупов…
Советская власть, раскрепощающая трудящихся не только физически, но и морально, разрушила и религиозные оковы, веками сковывавшие русский народ.
В настоящее время для сожжения трупов пользуются не столько пламенем, получаемым от сгорания топлива, сколько высокой температурой… Пепел, остающийся от покойника, состоит, главным образом, из фосфорнокислого кальция и весит от полутора до двух кило. С помощью особых приспособлений пепел собирается в металлическую капсулю, запаивающуюся на глазах у родных покойника…
Предположено здание бывшей усыпальницы на новом кладбище Донского монастыря в Москве перестроить под крематорий,— вернее, воздвигнуть крематорий, явление высшей культуры, отрешенной от предрассудков и суеверий…
Из публикации «Памятник первой кремации в СССР», «Огонек», 30 января 1927 года.
Постройка крематория еще не совсем закончена, и производится только испытание печей. 11 января было совершено первое погребение по способу кремации. Был сожжен труп Ф. К. Соловьева — рабочего Мытищинской водокачки. По срочному заказу Московского Коммунального Хозяйства художественным бюро института силикатов изготовлена специальная гипсовая урна, которая с прахом погребенного останется в помещении крематория и явится памятником первой кремации в СССР.