В преференции нашли угрозу конкуренции

Институту нефтехимпереработки не дают получить господдержку

УФАС по Башкирии повторно отказало минземимуществу республики в предоставлении госпреференции в виде продления договора пользования высокотехнологичным оборудованием стоимостью 602 млн руб. с АО «Институт нефтехимпереработки». Первый отказ министерство получило еще в 2020 году. Антимонопольное ведомство сделало вывод, что продление договора может нарушить закон о защите конкуренции, однако в феврале текущего года арбитражный суд Башкирии, который затем поддержали последующие инстанции, отменил решение, поскольку УФАС тогда не обосновало свой отказ. Повторное обращение министерства антимонопольное ведомство отклонило аргументированно.

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Управление ФАС по Башкирии отказало республиканскому министерству земельных и имущественных отношений в предоставлении государственной преференции АО «Институт нефтехимпереработки». В 2019 году министерство на год предоставило институту оборудование для проведения научных исследований. Затем его планировалось продлить, но УФАС усмотрело в этом нарушение ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольная служба, отказывая в удовлетворении заявления, указала, что в 2019 году между министерством и институтом был заключен договор на передачу в доверительное управление высокотехнологического оборудования. Тогда его общая балансовая стоимость составляла 993 млн руб. (остаточная стоимость — 661 млн руб.). За год сумма снизилась до 602 млн руб. (остаточная — до 512 млн руб.), а значит, контракт не может быть продлен без проведения повторных конкурсных процедур. «Изменение стоимости предоставляемого имущества влечет за собой изменение размера преференций, что является обязательным критерием при оценке заявления на предоставление преференции», — говорится в решении.

УФАС по Башкирии также выявило противоречие в указанной министерством цели предоставления преференции (для проведения научных исследований) с предметом договора (передача оборудования в доверительное управление для использования в целях обеспечения функционирования инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства).

Как сообщал «Ъ», в июле 2020 года минземимущество обращалось в УФАС по Башкирии с аналогичной просьбой, но получило отказ. Антимонопольная служба решила, что госпреференция может привести к устранению или недопущению конкуренции. В ноябре 2020 года министерство обратилось в арбитражный суд Башкирии с целью оспорить решение УФАС.

Заявитель указал в суде, что оборудование было закуплено министерством промышленности и инновационной политики Башкирии в 2014–2015 годах на федеральные средства для развития и дооснащения института. В 2018 году предприятие передало оборудование в собственность минземимущества. В суде представитель истца отмечал, что «все оборудование технологически и функционально неразрывно связано» с инфраструктурой института. В феврале 2021 года арбитражный суд Башкирии удовлетворил иск, указав, что решение УФАС «не содержит мотивировки отказа».

Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение арбитражного суда Башкирии без изменений. В суде антимонопольное ведомство приводило довод об изменении стоимости имущества, но он был отклонен. Суд постановил, что речь идет о предоставлении преференции в виде продления срока действия договора без внесения в него изменений о составе имущества, поэтому «изменение балансовой стоимости имущества на существо правоотношений не влияет».

В министерстве земельных и имущественных отношений на запрос «Ъ» не ответили.

Директор АО «Институт нефтехимпереработки» Дмитрий Шаронов от комментариев отказался.

Карина Мамаева

Вся лента