В преференции нашли угрозу конкуренции
Институту нефтехимпереработки не дают получить господдержку
УФАС по Башкирии повторно отказало минземимуществу республики в предоставлении госпреференции в виде продления договора пользования высокотехнологичным оборудованием стоимостью 602 млн руб. с АО «Институт нефтехимпереработки». Первый отказ министерство получило еще в 2020 году. Антимонопольное ведомство сделало вывод, что продление договора может нарушить закон о защите конкуренции, однако в феврале текущего года арбитражный суд Башкирии, который затем поддержали последующие инстанции, отменил решение, поскольку УФАС тогда не обосновало свой отказ. Повторное обращение министерства антимонопольное ведомство отклонило аргументированно.
Управление ФАС по Башкирии отказало республиканскому министерству земельных и имущественных отношений в предоставлении государственной преференции АО «Институт нефтехимпереработки». В 2019 году министерство на год предоставило институту оборудование для проведения научных исследований. Затем его планировалось продлить, но УФАС усмотрело в этом нарушение ФЗ «О защите конкуренции».
Антимонопольная служба, отказывая в удовлетворении заявления, указала, что в 2019 году между министерством и институтом был заключен договор на передачу в доверительное управление высокотехнологического оборудования. Тогда его общая балансовая стоимость составляла 993 млн руб. (остаточная стоимость — 661 млн руб.). За год сумма снизилась до 602 млн руб. (остаточная — до 512 млн руб.), а значит, контракт не может быть продлен без проведения повторных конкурсных процедур. «Изменение стоимости предоставляемого имущества влечет за собой изменение размера преференций, что является обязательным критерием при оценке заявления на предоставление преференции», — говорится в решении.
УФАС по Башкирии также выявило противоречие в указанной министерством цели предоставления преференции (для проведения научных исследований) с предметом договора (передача оборудования в доверительное управление для использования в целях обеспечения функционирования инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства).
Как сообщал «Ъ», в июле 2020 года минземимущество обращалось в УФАС по Башкирии с аналогичной просьбой, но получило отказ. Антимонопольная служба решила, что госпреференция может привести к устранению или недопущению конкуренции. В ноябре 2020 года министерство обратилось в арбитражный суд Башкирии с целью оспорить решение УФАС.
Заявитель указал в суде, что оборудование было закуплено министерством промышленности и инновационной политики Башкирии в 2014–2015 годах на федеральные средства для развития и дооснащения института. В 2018 году предприятие передало оборудование в собственность минземимущества. В суде представитель истца отмечал, что «все оборудование технологически и функционально неразрывно связано» с инфраструктурой института. В феврале 2021 года арбитражный суд Башкирии удовлетворил иск, указав, что решение УФАС «не содержит мотивировки отказа».
Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение арбитражного суда Башкирии без изменений. В суде антимонопольное ведомство приводило довод об изменении стоимости имущества, но он был отклонен. Суд постановил, что речь идет о предоставлении преференции в виде продления срока действия договора без внесения в него изменений о составе имущества, поэтому «изменение балансовой стоимости имущества на существо правоотношений не влияет».
В министерстве земельных и имущественных отношений на запрос «Ъ» не ответили.
Директор АО «Институт нефтехимпереработки» Дмитрий Шаронов от комментариев отказался.