Ждать у моря доходы
Профильный комитет гордумы поддержал проект бюджета Перми на следующую трехлетку
На заседании комитета городской думы по бюджету и налогам мэрия представила депутатам проект бюджета города на 2022–2024 годы. Планируется, что за ближайшие три года от дефицита удастся прийти к профициту, а в 2024–2026 годах получится полностью погасить муниципальный долг. Эксперты КСП и депутаты поддержали проект, однако призвали с осторожностью отнестись к доходной части бюджета, так как есть риски, что суммы в ней будут меньше запланированных.
Комитет Пермской думы по бюджету и налогам рассмотрел проект бюджета города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Документ подлежит рассмотрению в двух чтениях. Планируется, что он будет окончательно утвержден 21 декабря.
Начальник департамента финансов администрации Перми Вера Титяпкина отметила, что проект бюджета сформирован в условиях постепенного восстановления макроэкономической стабильности. «Бюджетная политика сохраняет преемственность основных подходов. Это социальная направленность бюджета, гарантированное исполнение всех принятых обязательств, участие в реализации национальных проектов, а также важный для города приоритет — благоустройство к 300-летию»,— доложила госпожа Титяпкина.
Доходы городского бюджета запланированы в объеме 43,6 млрд руб. в 2022 году, 43,7 млрд в 2023-м и 39,5 млрд в 2024-м. Расходы должны составить 45,9 млрд руб. в 2022-м, 45,9 млрд в 2023-м и 39 млрд в 2024-м. В 2022 и 2023 годах в бюджете заложен дефицит — 2,3 и 2,2 млрд руб. соответственно. В 2024 году ожидается профицит в размере 594 млн руб.
Безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней в ближайшую трехлетку будут сокращены. Если в 2021 году город получил 22,6 млрд руб. субсидий, субвенций и дотаций, то в следующем году их объем уменьшится до 20,2 млрд руб., в 2023-м — до 19,3 млрд руб., в 2024 году их сумма составит 15,1 млрд руб.
Свыше половины поступлений собственных доходов занимает НДФЛ. Так, в 2022 году его поступление запланировано в объеме 12,1 млрд руб. (52% от общего объема собственных доходов). Также существенную долю в структуре собственных доходов занимает плата за проезд в общественном транспорте — 4,1 млрд руб. (18%).
Структура расходов, по словам госпожи Титяпкиной, в целом сохраняет свою стабильность. На сферу образования в 2022-м и последующих годах планируется выделять по 17 млрд руб. Это на 1 млрд руб. больше, чем в 2021 году. Расходы вырастут за счет увеличения объема услуг дошкольного и общего образования, а также мер социальной поддержки в образовательной сфере. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство в следующем году увеличатся до 8,7 млрд руб. (в этом году 6,6 млрд руб.) в связи с ростом затрат на ремонт фасадов многоквартирных домов и началом работ по капремонту набережной в Кировском районе Перми. Расходы на дорожное хозяйство и транспорт составят 12,5 млрд руб., что на 3,8 млрд меньше, чем в 2021-м. Снижение расходов в этой сфере связано с отказом от строительства трамвайных путей между станциями Пермь I и Пермь II (в сентябре на этом участке было возобновлено движение электричек) и передачей на краевой уровень полномочий по реконструкции ул. Крисанова.
Объем бюджетных инвестиций в 2022 году относительно этого года снизится почти в два раза — с 10,4 до 5,4 млрд руб. В том числе из этих средств планируется направить 1,6 млрд руб. на переселение граждан из аварийного жилья, 936 млн руб. — на строительство и реконструкцию объектов образования, 1 млрд руб. — на строительство дорожных объектов. 628 млн руб. предусмотрено на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры (сетей наружного освещения, водопроводных сетей).
Долговая политика города предусматривает снижение расходов на обслуживание долга, подчеркнула глава департамента финансов. «В ходе исполнения бюджета мы будем принимать меры по сокращению дефицита бюджета и объема заимствований. Погашение муниципального долга планируется в 2024–2026 годах, после завершения финансирования мероприятий по благоустройству города к 300-летию»,— пояснила госпожа Титяпкина.
И.о. руководителя городской Контрольно-счетной палаты (КСП) Светлана Петерс сообщила, что КСП считает возможным принять за основу базовый сценарий бюджета и при необходимости вводить уточнения в течение года. При этом она обратила внимание на нестабильную динамику доходов, которая в большей степени будет обусловлена сокращением поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. «Также по отдельным доходам существуют риски неисполнения плана. Например, прогноз земельного налога на плановый период учитывает увеличение налогооблагаемой базы в результате кадастровой оценки в 2022 году по приказу минимущества Пермского края, однако в случае утверждения кадастровой стоимости, отличной от прогнозных данных, потребуется корректировка показателей»,— сказала госпожа Петерс.
Председатель комитета Наталья Мельник также призвала осторожно отнестись к доходной части бюджета. «Мы имеем дело с налоговыми поступлениями, где на сегодняшний день заложены довольно жесткие цифры. Надеюсь, их удастся достичь, и план по доходам будет выполнен. Он у нас и так на 2 млрд меньше, чем в этом году. Не хотелось бы, чтоб сократился еще сильнее»,— высказалась госпожа Мельник.
Депутат Геннадий Сторожев остановился на доходах, которые планируется получать с платы за проезд в городском транспорте. «Сейчас идут дебаты по увеличению тарифа до 37 руб. Этот подход — все равно, что залезть в карман и так небогатых пассажиров. Не лучше ли увеличить расходную часть бюджета, перенеся на нее, и лучше бы полностью, покрытие предстоящих убытков от деятельности транспортной отрасли или хотя бы их минимизацию?»— поинтересовался депутат.
Вера Титяпкина напомнила, что кассовый разрыв в транспортной отрасли и так достаточно большой — около 2 млрд руб. «Его надо сокращать»,— заявила глава департамента.
Наталья Мельник отметила, что решение об увеличении тарифа еще не принято.
Большинство членов комитета поддержали проект бюджета и рекомендовали думе рассмотреть его в первом чтении. Также комитет утвердил состав рабочей группы, состоящей из депутатов, представителей мэрии, КСП и управления экспертизы и аналитики, которая займется подготовкой документа ко второму чтению.