Код и выход из положения
Правительство готовит законопроекты об использовании QR-кодов
Нерабочие дни в начале ноября несколько снизили темп прироста числа инфицированных, но количество новых случаев в России 11 ноября вновь превысило 40 тыс., а число умерших третий день подряд превышает 1200 человек. Региональные власти пытаются противостоять росту летальности, вводя ограничения для разных групп тех, кто до сих пор не привит или не болел коронавирусом в последние полгода. Федеральный оперштаб в четверг сообщил о подготовке законопроектов, которые могут дать возможность систематизировать этот опыт и вводить обязательную проверку QR-кодов в транспорте, кафе и магазинах. В профильном комитете Госдумы считают, что прозрачная система применения индивидуальных кодов позволит избежать нарушений прав человека, и обещают поддержать законопроекты. Участники ресторанного бизнеса и транспортники соглашаются с необходимостью новых эпидемиологических мер, но ожидают сокращения потока клиентов.
В четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что дополнительных ограничений по коронавирусу на федеральном уровне пока не планируется, однако они могут последовать, если продолжится рост заболеваемости. Эпидемиологическая ситуация в стране по-прежнему остается напряженной: суточный прирост новых заболевших 11 ноября составил 40 759 случаев, умерли за сутки 1237 пациентов, следует из отчета оперативного штаба. Количество умерших третий раз подряд превысило 1200 человек за сутки. Полностью привиты, по официальным данным, более 50 млн россиян, или около 35% населения. Медики считают, что для достижения коллективного иммунитета невосприимчивыми к вирусу должны быть 80% граждан.
Решения о введении тех или иных мер профилактики распространения вируса принимают главным образом региональные власти — после завершения общероссийских нерабочих дней они экспериментируют в основном с присвоением QR-кодов гражданам, которые уже переболели коронавирусом либо полностью вакцинированы. Граждане, у которых таких кодов нет, частично ограничиваются в доступе в общественные места, учреждения общепита, а иногда и в общественный транспорт. Первыми QR-коды в рамках борьбы с коронавирусом ввели столичные власти еще в 2020 году. Затем, согласно указу мэра, предприятия общепита самостоятельно могли принять решение о проверке таких документов в кафе, ресторанах и барах. К 1 ноября о введении системы QR-кодов для посещения общественных мест объявили власти всех 85 российских регионов.
Первым систему QR-кодов на всех видах общественного транспорта, в том числе городском, пригородном и межмуниципальном, намерен внедрить Татарстан. О таких планах в минувшую субботу предупредил президент республики Рустам Минниханов. «В мой адрес обращается огромное количество людей с жалобами о нарушении масочного режима в общественном транспорте. Там же очень много людей, их не рассадишь»,— говорил он. Глава республики обеспокоен высокой смертностью от коронавируса, в том числе и среди пожилых людей, в связи с этим он предложил блокировать транспортные карты невакцинированных граждан старше 60 лет и пускать в общественный транспорт только тех, кто привился или переболел. Точная дата введения системы QR-кодов не называется, но предположительно речь идет о 22 ноября. В четверг в оперативном штабе республики по борьбе с COVID-19 рассказали, каким образом будет реализована мера. Власти посчитали, что наличие QR-кода должны проверять сами перевозчики «на моменте посадки пассажира в общественный транспорт».
По словам пресс-секретаря президента Татарстана Лилии Галимовой, будет возможность использовать не только электронную версию QR-кода, но и бумажную: «Такую форму справки выдают в МФЦ по обращению жителей республики, соответственно, у этих пассажиров не должно возникать никаких сложностей с допуском в общественный транспорт».
Власти республики обещают, что «в случае необходимости будет предоставлена субсидия на приобретение технических средств для проверки QR-кодов». Также «было принято решение о выделении субсидии перевозчикам в случае сокращения выручки вследствие сокращения пассажиропотока», уточнила госпожа Галимова. В министерстве экономики Татарстана “Ъ” пока не уточнили, на какой объем субсидий могут рассчитывать транспортные предприятия.
В четверг федеральный оперштаб по борьбе с коронавирусом сообщил о подготовке федеральных законопроектов, дающих право вводить обязательные проверки QR-кодов на транспорте, в кафе и магазинах. В штабе “Ъ” заявили, что подробная информация о содержании документов появится позже. В Минздраве также пока не смогли прокомментировать готовящиеся инициативы.
Источники РБК сообщили, что речь идет о нескольких документах, которые, по данным “Ъ”, находятся в высокой степени готовности. В частности, региональные власти получат право определять места, куда попасть можно будет только по QR-коду о прививке, перенесенной болезни либо по медотводу от вакцинации и с отрицательным ПЦР-тестом. Местный общественный транспорт, аптеки, продуктовую розницу и магазины с товарами первой необходимости изменения, предположительно, не затронут. При этом появится возможность введения обязательных QR-кодов для пассажиров самолетов и поездов дальнего следования.
Первый зампред думского комитета по охране здоровья Федот Тумусов («Справедливая Россия») сообщил “Ъ”, что депутаты пока не видели законопроектов, однако «принципиально» поддерживают все меры, направленные на сохранение и защиту здоровья граждан. Он подчеркнул, что массовое введение QR-кодов в регионах уже показало свою эффективность, так как в результате выросли показатели вакцинации.
«Сегодня эти коды вводятся решениями губернаторов, в лучшем случае органов Роспотребнадзора, и в этом есть элемент ограничения прав человека,— говорит Федот Тумусов.— Процесс должен быть отрегулирован законом, и законодательно должно быть определено, кем вводится такой порядок, на какой срок, какова ответственность». По словам депутата, если законопроекты будут приняты «в оптимальном варианте», ситуация с правами граждан не изменится: «Человек же сам решает. Если он не вакцинируется, тогда он не может, например, купить билет на самолет и полететь. Если ты хочешь стать космонавтом, но не подходишь по здоровью, ты им не станешь».
Глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев призвал при разработке законопроекта «учитывать детали» и «минимизировать ограничения гражданских прав и свобод при введении QR-кодов». Он отметил, что Конституцией предусмотрена возможность ограничения прав и свобод федеральным законом в целях защиты здоровья: это, считает господин Фадеев, может быть разумно «если ситуация с эпидемией остается тяжелой». При этом «абсолютно недопустимо лишать людей, тем более старшего возраста, возможности пользоваться общественным транспортом или магазинами. И это выглядит немножко не по-человечески»,— считает глава СПЧ. Он предлагает при разработке законопроектов предусмотреть возможность посещения общественных мест с отрицательным ПЦР-тестом, проводить масштабное бесплатное тестирование и не принуждать к вакцинации тех, у кого высокий титр антител. Также он хочет, чтобы у граждан была возможность предоставлять справки о вакцинации или о перенесенном заболевании вместо QR-кода.
«Пассажиропоток рухнет»
Перевозчики Татарстана, где уже через несколько дней могут быть введены ограничения на общественном транспорте, ранее выступали против того, чтобы проверять QR-коды у пассажиров. В Ассоциации автотранспортных предприятий республики предлагали, чтобы этим занималась полиция: «Если QR-коды будет проверять хрупкая девушка-кондуктор, что она сможет сделать против пассажиров с кулаками, которые без QR-кода попытаются проехать в общественном транспорте?» — спрашивает глава ассоциации Сергей Темляков. Он полагает, что с введением QR-кодов и блокированием транспортных карт пожилых «пассажиропоток просто рухнет». Владелец казанского предприятия ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов подсчитал, что на проверку одного пассажира будет уходить по 40–50 секунд: «Это надо в автобус по два-три кондуктора либо пускать всех через одну дверь. В час пик загрузка одного автобуса может занять до 40 минут. Будет коллапс!» Господин Юсупов полагает, что на дооборудование каждого автобуса придется выделить по 10–15 тыс. руб., или около 300–400 руб. на один маршрут из 25 автобусов. Он сомневается, что субсидии смогут покрыть такие издержки бизнеса. При этом пассажиры, по его словам, заранее «пишут претензии и готовы судиться».
Опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются, что опыт использования кодов для доступа в местный общественный транспорт будет широко распространен.
Впрочем, Татарстан намерен добиваться введения QR-кодов на межрегиональных перевозках, в том числе на поездах и самолетах. Соответствующее обращение руководство республики подготовило в адрес РЖД и Росавиации.
Крупнейшие российские авиакомпании пока заявляют о готовности проверять QR-коды, но опасаются падения пассажиропотока и связанных с проверками технологических сложностей. Так, в S7 Airlines не поддерживают проверку QR-кодов на этапе покупки авиабилетов и указывают, что проверка на этапе регистрации и посадки на рейс потребует детальной технологической проработки. По предварительной оценке авиакомпании, из-за введения таких ограничений пассажиропоток на внутренних рейсах может сократиться на 50%. В «Аэрофлоте» заявили о готовности к нововведениям: «Мы предварительно прорабатывали подобные варианты. Обеспечение новых нормативов законодательства технологически реализуемо, внедрение займет какое-то время, но это достаточно короткие сроки»,— сообщил официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин. Источник в еще одной авиакомпании из топ-5 также считает, что введение QR-кодов резко снизит пассажиропоток.
Собеседник “Ъ” пока не представляют, как на практике реализовать онлайн-проверку кодов при продаже билета: «Очевидно, это потребует колоссальных вливаний в IT-систему».
Если у купившего невозвратный билет пассажира в аэропорту не окажется кода, перевозчик, вероятно, откажет ему в возврате средств, предполагает собеседник “Ъ”.
«Безопасность и здоровье пассажиров являются главным приоритетом ОАО РЖД, поэтому компания, безусловно, выполнит все новые требования транспортного законодательства,— говорит пресс-секретарь ОАО РЖД Екатерина Герасимова.— Надо отметить, что подобные меры уже приняты почти полгода назад в ряде зарубежных стран — Франции, Турции, ОАЭ и т. д., там также невозможно приобрести проездной билет без документов, подтверждающих прохождение вакцинации от COVID-19 или отрицательный ПЦР-тест». Детали прорабатываются и будут определяться положениями законодательства, добавила она.
«Выборочная проверка QR-кода видится оптимальным вариантом»
Омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы Сергей Миронов считает, что внедрение индивидуальных кодов является по сути легализацией регионального опыта на федеральном уровне: «Судя по всему, законопроекты оперштаба просто систематизируют и закрепят эти нормы».
Основатель сети гастробаров «Раковая» Евгений Ничипирук полагает, что рынок не готов к таким «жестким ограничениям»: «Во время введения кодов в Москве летом этого года трафик ресторанов упал на 80–90%, сейчас мы ждем падения на 60–70%. Среди посетителей ресторанов привито не более 25% — этого недостаточно для выживания ресторанного бизнеса, рентабельность которого и без того низка.
Даже если четверть гостей перестанут ходить в заведения, бизнес можно будет закрывать».
Максим Ползиков, управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow (Butler, Sixty, ChaCha, Patara, «Рыбторг», Caspian и др.), добавляет, что выручка столичных ресторанов может уменьшиться на 40–50%, а в регионах, где активность вакцинации ниже, чем в столице, падение может достичь 70% и стать критичным. Господин Ничипирук полагает, что многие столкнутся с выбором закрыться или уйти в серую зону, игнорируя «невыполнимые требования». Максим Ползиков отмечает, что летом, когда в Москве вводили QR-коды для залов ресторанов, многие гости крайне негативно реагировали на требование показать документы о вакцинации. При этом он надеется, что на этот раз властям удастся более результативно стимулировать вакцинацию.
Владельцы и операторы торгцентров ожидаемо против введения обязательных QR-кодов, хотя признают, что других способов увеличить объемы вакцинации у властей пока мало. Некоторые из них отмечают при этом, что образованию очередей при входе, неизбежное при контроле QR-кода, никак не отвечает требованиям по социальной дистанции. Если вводить тотальный контроль наличия QR-кодов на входе в ТЦ, они лишатся минимум половины трафика, прогнозирует управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов: «Выборочная проверка у уже вошедших посетителей видится наиболее оптимальным вариантом. Такую практику уже применяют в ряде регионов».