Не покитай меня без нужды
Чего ждут от переговоров Джо Байдена и Си Цзиньпина
Виртуальная встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина, как стало известно американским СМИ, планируется на 15 ноября. Лидерам есть что обсудить — от климатических вопросов до статуса Тайваня. Между тем эксперты не ожидают резкого потепления в отношениях двух держав: слишком глубоки противоречия между ними.
О том, что переговоры Си Цзиньпина и Джо Байдена в онлайн-формате планируются на понедельник, 15 ноября, сообщило издание Politico со ссылкой на осведомленные источники.
Оба лидера уже намекали на стремление к налаживанию отношений. В частности, во вторник на торжественном вечере, посвященном 55-летию Национального комитета по отношениям между США и Китаем, представители двух стран зачитали поздравления от глав государств в связи с юбилеем.
В письме китайского лидера выражалась «готовность к взаимодействию и сотрудничеству с США», чтобы «вернуться на правильный путь устойчивого и стабильного развития».
В обращении господина Байдена отмечалась «глобальная значимость» поддержания этих отношений в контексте таких вызовов, как борьба с пандемией, внешние угрозы и климатический кризис.
Неурегулированность отношений двух стран в области экономики, взаимные пошлины на ввоз товаров, сбои в цепочках поставок, валютное регулирование — все это входит в число самых серьезных проблем в рамках американо-китайского взаимодействия. По словам торгового представителя США Кэтрин Тай, которую цитирует агентство Bloomberg, в ближайшее время стороны намерены вернуться к переговорам по первой фазе торгового соглашения, заключенного в январе 2020 года, за несколько дней до того, как Дональд Трамп передал пост президента США Джо Байдену. Срок действия некоторых договоренностей в рамках той сделки истекает уже до конца этого года.
Другой острый вопрос — различия во взглядах на будущее Тайваня. Для Китайской Народной Республики это неотъемлемая часть ее территории. Любое взаимодействие США с Тайванем как с суверенным государством рассматривается Пекином как угроза суверенитету Китая и вызывает болезненную реакцию. Так, прибытие во вторник на Тайвань делегации членов Конгресса США было с возмущением воспринято китайским руководством. В итоге Пекин начал очередные военные учения в этом районе. Минобороны Китая объяснило эти действия «необходимостью принять меры по защите национального суверенитета». В прошлом месяце китайское руководство обвинило военные корабли США и Канады в провокациях в Тайваньском проливе. Да и сам Китай тогда активизировал полеты своей военной авиации в воздушном пространстве Тайваня.
Очевидно, что ни та ни другая сторона не готова идти на компромиссы по тайваньскому вопросу.
В конце октября Джо Байден напомнил: у США есть обязательства по отражению гипотетической агрессии в отношении Тайваня с чьей-либо стороны. Более того, глава Белого дома добавил, что, хотя он и не стремится к холодной войне с КНР, там «должны понимать, что США не собираются отступать и менять свои взгляды». И хотя Джо Байден, казалось бы, не сказал ничего нового, лишь повторив пункты соглашения с Тайванем, МИД КНР отреагировал резко и рекомендовал не «недооценивать твердую решимость и способность китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность».
Не добавила теплоты в отношения двух стран и недавняя попытка усиления американского влияния в стратегическом для КНР Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь идет о заключении так называемого Пакта о безопасности между Великобританией, США и Австралией (AUKUS). Эта сделка, как считают старший научный сотрудник Федерации американских ученых Адам Моунт и бывший сотрудник Пентагона Ван Джексон, проводит линию разграничения между теми странами, «кто с Китаем, и теми, кто против». Эксперты, мнение которых приводит The New York Times, добавляют, что соглашение вызывает массу вопросов, в частности «неясно, поможет ли оно решить проблемы безопасности, создаваемые Китаем, и оправдана ли цена».
В четверг агентство AP распространило цитаты из заявления Си Цзиньпина в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
«Этот регион не может и не должен возвращаться к конфронтации и разделению эпохи холодной войны»,— отметил китайский лидер, явно заочно обращаясь к Вашингтону.
Другой стратегически важный с точки зрения американо-китайских отношений вопрос — участие КНР в международной борьбе с изменением климата. Тот факт, что вторая по величине мировая экономика, которая ответственна за почти треть выбросов CO2 в атмосферу, не была представлена своим лидером на климатическом саммите в Глазго (COP26), серьезно раздосадовал президента США. На своей пресс-конференции в рамках саммита господин Байден выразил мнение, что тем самым Китаем «упущена возможность повлиять на людей по всему миру и на людей здесь, на COP26».
Впрочем, в преддверии грядущих онлайн-переговоров, в среду вечером, Китай и США неожиданно достигли некоторых договоренностей. Они объявили об активизации сотрудничества в борьбе с изменением климата, в частности посредством сокращения выбросов метана, усиления защиты лесов и постепенного отказа от угля. На пресс-конференции, посвященной этому событию, спецпредставитель президента США по вопросам климата Джон Керри заявил, что, несмотря на все противоречия, сотрудничество двух стран по этому вопросу играет крайне важную роль. И достигнутое соглашение, по его словам, «это только начало».
По мнению профессора Университета Брайанта (штат Род-Айленд) и доцента Пекинского технологического института Рейчел Рудолф, изменение климата входит в число тем, по которым эффективное сотрудничество между Вашингтоном и Пекином наиболее вероятно. Также в разговоре с “Ъ” в этом ряду госпожа Рудолф назвала восстановление мировой экономики и проблему Мьянмы, где 1 февраля этого года власть взяли военные и до сих пор продолжается насилие. «Пекин имеет гораздо большее влияние на нынешнее военное правительство в Мьянме, и сдерживание внутригосударственных конфликтов отвечает интересам китайской стороны. А восстановление мировой экономики важно не только для собственного экономического роста КНР, но и для управления растущей нестабильностью во всем мире»,— заявила эксперт. Также в числе возможных тем для обсуждения на саммите помимо уже упомянутых она назвала распространение ядерного оружия, Иран, Афганистан, энергетическую безопасность.
Рейчел Рудолф уверена, что «долгосрочное стратегическое противостояние между США и Китаем — то сотрудничество, то конфронтация — скорее всего, сохранится».
Не ждет прорывов и вице-президент базирующейся в Вашингтоне организации Eurasia Center Эрл Расмуссен: в разговоре с “Ъ” он отметил, что противоречия слишком глубоки. Эксперт полагает, что недопонимание с Китаем, в частности, обусловлено текущим подходом США к дипломатии. «Высокомерие американской внешней политики и игнорирование озабоченностей как союзников, так и противников — определенно не тот тип "дипломатии", который необходим в настоящее время. Скорее, он только усугубляет ситуацию»,— сказал он. Впрочем, собеседник “Ъ” надеется, что «лидеры смогут притормозить дальнейшее сползание отношений вниз по наклонной».
При этом уже ясно, когда теоретически может пройти очная встреча господ Байдена и Си. Как сообщил в четверг со ссылкой на источники американский телеканал CNBC, китайский лидер намерен на переговорах пригласить Джо Байдена на зимние Олимпийские игры, которые пройдут в Пекине в феврале 2022 года. Состоится ли визит, во многом будет зависеть от того, как пройдут и чем закончатся грядущие онлайн-переговоры.