«Мемориал» уведомили о сносе
Генпрокуратура обратилась в Верховный суд с иском о ликвидации старейшей НКО
Генпрокуратура подала иск в Верховный суд (ВС) о ликвидации международной организации «Мемориал» (внесена в реестр иноагентов). «Мемориал» работает в России с 1987 года. Глава правления «Международного Мемориала» Ян Рачинский намерен оспорить требование Генпрокуратуры, претензия которой — в отсутствии маркировки «иноагент» на распространяемой общественниками информации. Верховный суд ранее уже высказывался о поводах для ликвидации «иноагентских» НКО через суд, и «отсутствие маркировки» среди таковых не значится. Иском возмущены в комиссии по политическим правам президентского Совета по правам человека (СПЧ). Глава комиссии Николай Сванидзе называет иск «кошмаром». Иск Генпрокуратуры будет рассмотрен судом 25 ноября.
«Мемориал» создан в 1987 году для восстановления и увековечения памяти жертв политических репрессий, но со временем превратился в крупнейшую правозащитную организацию современной России. «Международный Мемориал» — ассоциация организаций, в которую входит, в частности, правозащитный центр «Мемориал» — НКО с обширной региональной сетью, занимающейся в том числе мониторингом прав граждан, подвергающихся уголовному преследованию в связи с общественной и политической деятельностью. Ряд НКО, существующих под брендом «Мемориал», внесены в реестр иноагентов — в их числе центр «Мемориал» (в 2014 году) и «Международный Мемориал» (в 2016-м). НКО регулярно судятся с ведомством, оспаривая как сам статус, так и назначенные в связи с ним штрафы. Их размер превышает 6 млн руб., большинство связано с отсутствием маркировки «иноагент» на распространяемой «Мемориалом» информации. Эта же претензия легла в основу иска Генпрокуратуры о ликвидации НКО. Иск зарегистрирован и будет рассмотрен 25 ноября.
В «Мемориале» заявляют, что иск политически мотивирован, и ссылаются на постановление пленума Верховного суда РФ от 2016 года, согласно которому ликвидация «иноагента» возможна лишь как крайняя мера, причем «отсутствия маркировки» среди оснований для ликвидации нет. Глава правления «Международного Мемориала» Ян Рачинский рассказал “Ъ”, что будет оспаривать позицию Генпрокуратуры в суде. У требования Генпрокуратуры, по словам господина Рачинского, единственное обоснование — «нарушение пресловутого закона об иностранных агентах, якобы отсутствие маркировки на каких-то распространяемых материалах».
«Это маловероятно, поскольку мы этот бессмысленный закон исполняем достаточно аккуратно»,— сказал господин Рачинский. По его мнению, иск только подтверждает, что закон об иноагентах «придуман исключительно для того, чтобы расправляться с организациями, к которым нет содержательных претензий». Ян Рачинский напоминает, что организация получила серию штрафов за отсутствие маркировки в соцсетях: «Они вдруг решили, что она должна быть и там, хотя в законе этого нет и на протяжении многих лет такие требования не предъявлялись. Естественно, раз они не предъявлялись, то никто их и не исполнял».
Такое обоснование требования о ликвидации выглядит, по словам господина Рачинского, «смешно», так как «нет ни одного пострадавшего, не нанесен никакой материальный ущерб».
В Генпрокуратуре «Интерфаксу» в четверг заявили, что «“Международный Мемориал” и центр “Мемориал” осуществляют свою деятельность с нарушением Конституции Российской Федерации и с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов», поэтому 8 ноября 2021 года Генпрокуратура обратилась с административным иском о ликвидации «Международного Мемориала», а прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд заявление о ликвидации центра «Мемориал». В центре «Мемориал» вечером в четверг заявили, что иска московской прокуратуры не видели и уведомления из Мосгорсуда не получали.
НКО и ранее ликвидировались по решению суда, однако всегда претензий было несколько и не все они касались «иноагентства». К примеру, в 2019 году ВС ликвидировал движение «За права человека», которому помимо нарушений закона об иноагентах вменялась и не вовремя сданная отчетность, напомнила юрист ПЦ «Мемориал» Татьяна Глушкова. Она считает иск Генпрокуратуры к «Международному Мемориалу» «сигналом всем НКО-иноагентам, с которыми в любой момент может произойти то же самое».
Госпожа Глушкова также напоминает о пленуме Верховного суда 2016 года, который оказался солидарен с рекомендациями ПАСЕ и Комитетов ООН и заявил, что ликвидация НКО должна применяться лишь в качестве «последнего средства», когда допущенные организацией нарушения столь серьезны, что исправить их иначе невозможно. Она процитировала перечень грубых нарушений — поводов для ликвидации: «действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод», «пропаганда войны», «разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию», «угроза или причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства».
«Очевидно, что ничего из этого “Международный Мемориал” никогда за 30 лет своего существования не совершал»,— заявила госпожа Глушкова.
Глава комиссии по политическим правам президентского Совета по правам человека (СПЧ) Николай Сванидзе в беседе с «Интерфаксом» назвал требование ведомства «кошмаром»: «Это постыдное решение, на мой взгляд. Я не могу ручаться за весь СПЧ, но моя комиссия этим займется». Глава СПЧ Валерий Фадеев сказал “Ъ”, что «сделал запросы в различные органы власти» и будет готов прокомментировать ситуацию в пятницу.