Автобусы набьют антителами
Перевозчиков в республике обяжут проверять QR-коды у пассажиров
Власти Татарстана обяжут местных перевозчиков проверять QR-коды при посадке в общественный транспорт. Такое решение вчера принял республиканский штаб по борьбе с коронавирусом. Новые ограничения для невакцинированных жителей, как ожидается, начнут действовать уже 22 ноября. Коды будут проверять не только в метро и другом городском транспорте, но даже на межмуниципальных маршрутах. Перевозчики обеспокоены, что им предстоит за свой счет купить водителям и кондукторам смартфоны для проверки QR-кодов по 10–15 тыс. руб. Кроме того, они ожидают «коллапс» в часы пик: из-за проверки кодов загрузка автобуса будет занимать длительное время.
Систему QR-кодов Татарстан намерен внедрить в конце ноября на всех видах общественного транспорта, в том числе городском, пригородном и межмуниципальном. Такое решение в четверг принял оперативный штаб республики по борьбе с COVID-19, сообщила пресс-секретарь президента Татарстана Лилия Галимова.
Наличие QR-кода должны проверять сами перевозчики, посчитали власти республики, «на моменте посадки пассажира в общественный транспорт». Речь идет о коде, который формируется на портале госуслуг после прохождения полного курса вакцинации либо болезни COVID-19. Также министерство здравоохранения Татарстана разрабатывает QR-код для тех, кто имеет медицинский отвод, то есть противопоказание к вакцинации. По словам госпожи Галимовой, будет возможность использовать не только электронную версию QR-кода, но и бумажную. «Такую форму справки выдают в МФЦ по обращению жителей республики, соответственно у этих пассажиров не должно возникать никаких сложностей с допуском в общественный транспорт»,— указала чиновница.
О планах властей ограничить проезд на общественном транспорте в минувшую субботу предупреждал президент Татарстана Рустам Минниханов. «В мой адрес обращается огромное количество людей с жалобами о нарушении масочного режима в общественном транспорте. Там же очень много людей, их не рассадишь. Ты представляешь угрозу для другого человека»,— говорил он. Также глава республики был обеспокоен большой смертностью от коронавируса среди пожилых людей. В связи с этим он предложил блокировать транспортные карты невакцинированных граждан старше 60 лет и пускать в общественный транспорт только тех, кто привился или переболел коронавирусом. Конкретная дата введения системы QR-кодов оперативным штабом не называется, однако, по информации „Ъ“, речь идет о 22 ноября. Правительство Татарстана соответствующее постановление пока не публиковало.
Власти республики обещают, что перевозчикам «в случае необходимости, будет предоставлена субсидия на приобретение технических средств для проверки QR-кодов». Также «было принято решение о выделении субсидии перевозчикам в случае сокращения выручки, вследствие сокращения пассажиропотока», уточнила Лилия Галимова. В министерстве экономики Татарстана „Ъ“ вчера не смогли оперативно разъяснить, на какой объем субсидий могут рассчитывать транспортные предприятия.
Также Татарстан хочет добиться введения QR-кодов на межрегиональных перевозках, в том числе на поездах и в самолетах. Такое обращение руководство республики подготовило в адрес РЖД и Росавиации. Ранее оперштаб РФ сообщил, что разрабатываются законопроекты о введении QR-кодов на транспорте, в кафе и магазинах по всей стране.
Перевозчики Татарстана ранее выступали против того, чтобы проверять QR-коды у пассажиров. В Ассоциации автотранспортных предприятий республики предлагали, чтобы этим занималась полиция. «Если QR-коды будет проверять хрупкая девушка кондуктор, что она сможет сделать против пассажиров с кулаками, которые без QR-кода попытаются проехать в общественном транспорте?» — говорилось в сообщении ее председателя Сергея Темлякова. Он предостерегал, что с введением QR-кодов и блокированием транспортных карт пожилых «пассажиропоток просто рухнет».
«С 22 ноября мы должны возить людей только с QR-кодами. У кого нет QR-кода, или поддельный код, либо пассажир отказывается предоставить документы, того мы должны высаживать»,— сообщил вчера „Ъ“ владелец казанского предприятия ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. Он привел расчеты, что на проверку одного пассажира будет уходить по 40–50 секунд. «Это надо в автобус по 2-3 кондуктора, либо пускать всех через одну дверь. В час пик загрузка одного автобуса может занять до 40 минут. Это будет коллапс!» — считает он. Господин Юсупов также привел расчеты, что на каждый автобус необходимо будет выделить по 10–15 тыс. руб. для покупки смартфона и пауэрбанка к нему. «Соответственно на один маршрут из 25 автобусов нужно вложить по 300–400 тыс. руб. А цены поднялись, стала дороже солярка. Мы всем кричим, что на грани, умираем, а тут на нас еще обязанности возложили. Кто это будет оплачивать?» — удивился перевозчик.
Он полагает, что субсидии не смогут покрыть все издержки бизнеса: «Мы задали вопрос: а как компенсируете? Мы предоставим чек и его оплатят? Нет, Кабмин примет решение, какую сумму он выделит, она, как мы ожидаем, будет меньше, чем реальные расходы». По словам господина Юсупова, у перевозчиков есть предложение сократить число автобусов, чтобы снизить расходы и увеличить число кондукторов. «Но опять: пострадает кто? Перевозчик, потому что он недополучает, и пассажир, который не сможет уехать». При этом Руслан Юсупов сообщил, что пассажиры уже «пишут претензии, готовы судиться». «Понятно, что будет постановление правительства, но весь негатив пойдет на нас»,— сказал бизнесмен. «Но самое главное, что нас будет проверять Роспотребнадзор. И если у кого-то не проверим QR-код, то первый штраф будет 200 тыс. руб., а потом по 500 тыс. руб.»,— заключил он.
«Если в Казани есть кондуктора, которым можно дать планшет или смартфон, то у нас автобусы малой вместимости, где работают только водители»,— сказал „Ъ“ гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» в Набережных Челнах Николай Тятюшкин. Он не понимает, «каким образом водитель может заставить пассажира предъявить QR-код». «Одно дело пробить билет через кассовый аппарат, а как проверить QR-код, я вообще не понимаю. Он просто не знает, какой должен быть код. Это мне нужно его отправить на обучение?» — отметил господин Тятюшкин.