Татарстан продолжает стоять на президентском посту
Госсовет республики подготовил поправки о сохранении должности Рустама Минниханова
Госсовет Татарстана настаивает на сохранении должности президента республики. Он подготовил поправки в федеральный законопроект о региональной власти, согласно которым наименование главы субъекта РФ должно определяться его конституцией или уставом «с учетом волеизъявления народа». Норму проекта о запрете использования слова «президент» Госсовет предложил убрать, посчитав, что такое ограничение противоречит Конституции России. Предложения парламента республики будут рассмотрены сегодня на заседании профильного комитета.
Комитет парламента Татарстана по госстроительству подготовил предложения ко второму чтению федерального законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» (копия есть у «Ъ-Казань»). В их числе есть поправка о сохранении поста президента республики.
Так, комитет Госсовета предлагает закрепить в законе положение о том, что наименование должности высшего должностного лица региона устанавливается его конституцией (уставом) «с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ и волеизъявления его народа».
Татарстан — единственный субъект РФ, где руководитель именуется президентом. Пост был учрежден в 1991 году, когда первым президентом республики был избран Минтимер Шаймиев. В 2010 году его сменил Рустам Минниханов. Последний раз на должность президента республики он избирался в 2020 году, получив поддержку 83% избирателей. Срок полномочий истекает в 2025 году. Ранее Госдума уже принимала закон, который обязывал регионы отказаться от должности президента, но республика свою конституцию менять не стала.
На этой неделе Госдума в первом чтении приняла новый федеральный законопроект, где говорится, что руководитель региона должен называться «глава» с дальнейшем указанием субъекта РФ. При этом возможно «дополнительное наименование» с учетом «исторических, национальных и иных традиций», но оно «не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства президента Российской Федерации». Документ внесли главы комитетов Госдумы и Совета федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Согласно их предложению, регионы должны изменить свои конституции к 2023 году.
Профильный комитет Госсовета с этим не согласен. Он считает, что норма, запрещающая субъектам РФ иметь собственного президента, должна быть исключена из федерального законопроекта.
В пояснении к поправкам сказано, что подобное ограничение «противоречит основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства». «Нарушаются принципы федеративного государства, заложенные в ч. 2 ст. 11 Конституции РФ об осуществлении государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти, и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ об установлении субъектами РФ системы органов государственной власти самостоятельно»,— считают в профильном комитете.
«В связи с этим предлагаем установить, что наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом волеизъявления его народа»,— отмечают в парламенте Татарстана.
Комитет Госсовета предложил внести и другие поправки в федеральный законопроект. Так, например, в комитете не согласны, что федеральные органы должны участвовать в формировании в региональных органов власти, «осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищныи, строительныи надзор», и в назначении региональных министров. Парламент Татарстана полагает, что вмешательство федерального центра должно быть ограничено «по предметам ведения РФ и (или) по предметам совместного ведения РФ и субъектов».
Также Татарстан считает, что федеральным законопроектом не нужно унифицировать сроки полномочий региональных глав и парламентов (в федеральном законопроекте предусмотрено по пять лет). Есть поправка о том, что регионы также сами придумывают название своего высшего исполнительного органа. Сейчас в Татарстане это кабинет министров. Однако федеральным законопроектом предполагается, что в регионах должно быть только «правительство».
Еще одна поправка касается сроков предоставления отзывов регионов на федеральные законопроекты по предмету совместного ведения. Комитет Госсовета предлагает сохранить срок в 30 дней, который установлен действующим законодательством, и не сокращать его до 15 дней, как это предусмотрено проектом Клишаса-Крашенникова. Также комитет парламента республики предлагает установить, что «до истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается». «Пропуск срока… приводит к тому, что мнение субъекта РФ по законопроекту не учитывается»,— объясняют в Госсовете.
Поправки, разработанные в Госсовете, будут рассмотрены комитетом по госстроительству на заседании в пятницу. После этого их будет рассматривать непосредственно Госсовет Татарстана, который внесет их в Госдуму.
Напомним, ранее Госсовет Татарстана не поддержал законопроект о региональной власти. Решение было принято единогласно 82 депутатами. При рассмотрении законопроекта в Госдуме против него голосовали семь депутатов от Татарстана (шесть единороссов и один от КПРФ), четыре парламентария от республики голосовали за проект, еще четыре депутата «Единой России» от региона в голосовании не участвовали.