Сюда я больше не едок
Рестораны Москвы недосчитались посетителей после окончания локдауна
После снятий в столице ограничений, действовавших из-за очередной волны пандемии до 7 ноября, большая часть москвичей решила сократить походы в рестораны. В итоге в первую рабочую неделю снижение трафика заведений общепита составило до 45%, хотя рестораторы ожидали притока гостей, как это было летом после отмены обязательных QR-кодов для посещений кафе и ресторанов. На настроение потребителей подействовали новости о возможном введении кодов в общепите города с 8 ноября, которое так и не случилось, считают одни участники рынка. Другие полагают, что москвичи решили сократить расходы перед новогодними каникулами.
В первую рабочую неделю после короткого ноябрьского локдауна поток посетителей в заведениях общепита Москвы так и не вернулся к привычным показателям, рассказали “Ъ” участники ресторанного рынка. В заведениях Novikov Group («Магадан», «Сыроварня», «Farш» и др.) трафик и выручка снизились в два-три раза, сообщил “Ъ” ее владелец Аркадий Новиков. Управляющий партнер Ginza Project Moscow (Butler, Sixty, ChaCha и др.) Максим Ползиков отметил снижение посещаемости в отдельных ресторанах сети на 45%.
В заведениях RESTart Vasilchuk Brothers («Чайхона», Ruski, «Пикник») трафик упал в среднем на 30%, в сети гастробаров «Раковая» — на 15–20%, у холдинга Tigrus (Osteria Mario, Bar BQ Cafe, «Швили») — на 5–20% в зависимости от ресторанов, в сети «Теремок» — на 10%. В кофейнях Flip в бизнес-центрах не вернулось около 15% посетителей, в стрит-ритейле — 25%. В такой ситуации рестораторы, по их же словам, оказались впервые: летом этого года после снятия требований для заведений Москвы пускать посетителей только по QR-кодам трафик восстановился сразу же.
Одна из причин нынешнего падения трафика связана с тем, что потребители предполагали продление в столице ограничений и после ноябрьских праздников, объясняют в RESTart Vasilchuk Brothers. Еще одна причина — новостной фон других регионов, где уже нельзя посещать рестораны без QR-кода, как, например, в Новгородской, Калининградской областях и Татарстане, считает омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов. К тому же, добавляет он, во время локдауна столичные СМИ писали о возможном введении посещения по QR-кодам для общепита Москвы с 8 ноября, поэтому многие еще во время нерабочих дней отсекли для себя возможность походов в рестораны. В реальности же в Москве пока посещать рестораны можно без кода. Нельзя не учитывать и снижение покупательской активности москвичей, так как они уменьшают расходы перед новогодними каникулами, добавляет Максим Ползиков.
Если летом после снятия ограничений был эффект отложенного спроса, то сейчас всплеска трафика не случилось, соглашается основатель сети гастробаров «Раковая» Евгений Ничипорук. На ресторанном рынке нет эффекта отложенного спроса, как в других отраслях потребительского сектора, возражает Сергей Миронов: «Если человеку нужна одежда или обувь, он купит ее после локдауна. Но если посетитель хотел пойти в ресторан, то после снятия ограничений он не станет ходить в них больше, чтобы "нагнать" несостоявшиеся походы». На трафик ресторанов влияет и смена погоды — незначительные колебания на этом фоне отрасль переживала ежегодно еще до пандемии, отмечает господин Ничипорук.
Ваш браузер не поддерживает видео
Впрочем, участники рынка рассчитывают на скорейшее восстановление трафика. Совладелец «Теремка» Михаил Гончаров прогнозирует, что к привычным показателям отрасль вернется в течение двух недель. Основатель Flip Анна Цфасман надеется на конец недели, когда «посещаемость вернется к значениям прошлого года». В ресторане «Пикник» опасаются, что этого не случится: пока бронирований на выходные мало.
В декабре оборот тоже будет ниже, так как многие корпоративные клиенты уже объявили, что отказываются от новогодних мероприятий, добавляют в заведении.
По данным Росстата, в целом оборот заведений общепита уже вернулся к докризисным значениям. В январе—июле 2021 года показатель достигал 1 трлн руб. против 991 млрд руб. за тот же период 2019 года. Рестораторы ожидают, что после вступления в силу законопроекта об обязательном наличии QR-кода при посещении в том числе заведений общепита выручка отрасли упадет на 70% и начнется новая волна закрытий и банкротств (см. “Ъ” от 12 ноября).