Mouzenidis Travel отлучили от туристического рынка
Есть ли у россиян шансы добиться выплат от компании
Клиенты Mouzenidis Travel могут рассчитывать на компенсацию за несостоявшиеся туры. Правда, она будет не слишком большой, говорят эксперты. Туроператор формировал самый большой поток российских туристов в Грецию, а в итоге набрал долгов на €18 млн. Эти деньги российское представительство оператора перечислило принимающей стороне, но они пропали.
Группа объявила, что не сможет выполнить обязательства перед туристами. После этого глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что Mouzenidis Travel исключен из федерального реестра туроператоров. Это позволит путешественникам обратиться за компенсацией, объясняет она:
«По нашей информации, около 27 тыс. российских туристов заплатили греческому туроператору порядка 18 млн евро. Эти деньги были переведены в Грецию, но так и не были доведены до отелей и авиакомпаний. При этом он сам на территории страны с лета этого года приостановил свою работу в соответствии с российским законодательством. Нами принято решение об исключении Mouzenidis Travel из федерального реестра туроператоров. Это позволит туристам обратиться в страховую компанию и в дальнейшем в ассоциацию "Турпомощь" для получения выплат. При этом мы понимаем, что это не решит проблему, которая сегодня на греческой стороне».
“Ъ FM” связался с пресс-секретарем Российского союза туриндустрии Ириной Тюриной. Она пообщалась с главой российского подразделения Mouzenidis Travel и узнала, как компания пыталась преодолеть трудности и на что могут рассчитывать пострадавшие клиенты:
«Ситуация беспрецедентная, поскольку впервые с рынка в один момент уходят пять туроператоров, которые работали под единым брендом.
Это разные юридические лица, бизнес они вели независимо друг от друга. Никто из руководства не виноват в том, что произошло. Борис Музенидис, основатель и президент греческого холдинга Mouzenidis, умер в марте этого года в Москве от COVID-19. После этого стало известно о больших проблемах с бизнесом везде, в том числе российские компании, которые, продавая туры в Грецию, переводили принимающей компании все деньги.
На это есть все необходимые документы. Но когда руководителя холдинга не стало, там началось что-то непонятное. Они не дошли до отелей, авиакомпаний и так далее. Все попытки как-то поправить ситуацию, а их было очень много, найти внешних инвесторов, получить льготные кредиты ни к чему не привели. Это совершенно ожидаемо, на нынешнем туристическом рынке никто риски брать на себя не хочет.
Никаких шансов компенсировать €18 млн нет, потому что суммы фингарантий всех пяти туроператоров 80,5 млн руб. Плюс порядка 3 млн у них общая сумма в фондах персональной ответственности. Даже если просто разделить эти 80 млн руб. на 25 тыс. человек, которые ждали либо своей поездки, либо возврата денег, то это получается порядка 3 тыс. руб. на каждого. Бывали у нас такие случаи, когда такие компенсации людям светили, но они даже не подавали на них документы. Зачем столько бумажек городить, чтобы получить 3 тыс. руб?».
Юрист в сфере туризма Эдуард Шалоносов говорит, что к нему уже обратилось несколько пострадавших клиентов оператора. Первые проблемы компании обнаружились еще летом. По его словам, способность группы вернуть деньги должны оценивать судебные приставы. И до тех пор, пока компания не признана банкротом, шанс на компенсацию сохраняется, отмечает он:
Что мы делаем по нашим клиентам? Сначала мы обращаемся с претензией, поскольку есть огромное количество случаев, когда суд возвращает исковое заявление, потому что не соблюден досудебный порядок. И чтобы не тратить время, я вместе с претензией сразу направляю иск в суд и ответчику. Если компания, предположительно, готова выплатить деньги, то они мне ответят. Я заберу свой иск, то есть откажусь от исковых требований. Если они проигнорируют, в суде уже все закрутилось и завертелось. По некоторым делам у нас уже прошли заседания. По каким-то клиентам только будут в ноябре-декабре.
Разбирательство может занять до года. Все зависит от трех условий. Первое — суд в отпуске, на карантине, судья заболела. Второе — поведение ответчика. Третье — загруженность судебного пристава».
В самом российском представительстве компании заявили, что у них нет возможности повторно оплатить все туры, за которые деньги уже перевели в Грецию и другие страны. Оператор также обращался за помощью в Греческую национальную туристическую организацию, однако реакции не последовало.