Южноафриканский Горбачев
Каким был последний белый президент ЮАР Фредерик Виллем де Клерк
Последний президент Южной Африки эпохи апартеида Фредерик Виллем де Клерк умер 11 ноября в возрасте 85 лет от рака. Значительную часть жизни он потратил на поддержку политики апартеида, а затем сделал многое для того, чтобы апартеид был уничтожен.
Фредерик Виллем де Клерк родился в Йоханнесбурге в марте 1936 года в религиозной семье, пользовавшейся значительным влиянием в Южно-Африканском Союзе, как тогда называлась Южная Африка. Окончил школу в городе Крюгерсдорп, а в 1958 получил диплом юриста в Почефструмском университете высшего христианского образования. И после этого около двух десятилетий работал по своей специальности юриста в разных конторах.
Его религиозные и политические убеждения сформировались еще в глубоком детстве.
Дед Фредерика был пастором нидерландской реформатской церкви, которой принадлежали все члены семьи и которая не осуждала расовую сегрегацию. Его отец Ян де Клерк был секретарем отделения правящей Национальной партии в провинции Трансвааль (партии, которая продвигала и защищала апартеид), а также многие годы входил в правительство и на протяжении семи лет (1969–1976 годы) возглавлял сенат Южно-Африканской Республики. Дядя будущего президента Южной Африки — Йоханнес Стрейдом — тоже придерживался взглядов превосходства белых людей над чернокожими и, занимая пост премьер-министра страны в 50-х годах прошлого века, был одним из самых активных строителей системы расовой сегрегации.
В такой обстановке Фредерик де Клерк и его старший брат Виллем были почти обречены сохранять приверженность правящим идеям. Однако неожиданно Виллем отошел от семейной традиции и стал либералом, осуждая сегрегацию.
Фредерик, который всегда был более спокойным, медлительным, чем его старший брат, начал строить политическую карьеру в рядах Национальной партии, по-прежнему придерживаясь консервативных взглядов. Он вошел в парламент, активно работал там на разных постах, был отмечен как человек ответственный, вдумчивый и как талантливый переговорщик. Его карьера быстро набирала обороты, в 1980-х годах он становился во главе разных министерств правительства Питера Виллема Боты.
Многие начали поговаривать о том, что человек с такими качествами вполне может занять и пост главы партии и государства. Что и случилось в скором времени. В феврале 1989 года де Клерк возглавил Национальную партию, сменив ушедшего с этого поста Боту и победив на выборах выбранного Ботой преемника Баренда дю Плесси. А в августе того же года де Клерк становится президентом Южной Африки.
Спустя полгода в стране начались перемены. И практически все последующие годы у власти Фредерик Виллем де Клерк занимался кардинальной перестройкой той системы, в которой он вырос и в которую до определенного момента верил.
Началось все с его выступления в парламенте 2 февраля 1990 года. Там он объявил о необходимости начать переговоры о легализации других партий, включая «Африканский национальный конгресс» (АНК), боровшийся с режимом апартеида, и об освобождении лидера АНК Нельсона Манделы, который провел в тюрьме 27 лет. Как заявил он тогда возмущенным парламентариям, альтернативой таким переговорам являются «рост насилия, напряженность и конфликты». Президент употребил весь свой талант переговорщика на то, чтобы добиться мирного разрешения этой ситуации.
Позже в своей книге Нельсон Мандела напишет, что это был «момент, от которого дух захватывало… наш мир изменился буквально за одну ночь». А потом в 1993 году Фредерик де Клерк и Нельсон Мандела станут лауреатами Нобелевской премии мира за «работу по мирному прекращению режима апартеида и за создание основ для новой демократической Южной Африки», и жизнь страны пошла совсем иным путем.
Фредерика де Клерка тогда часто сравнивали с Михаилом Горбачевым, который, как и он, был последним лидером режима, обреченного на крах, и немало способствовал этому краху.
Спустя годы эксперты будут говорить, что де Клерком тогда двигало не желание добиться справедливости, а скорее прагматизм. Мол, режим апартеида и так уже изживал себя, росло насилие, протесты, экономика разваливалась под давлением международных санкций, да и Западу было выгоднее иметь на тот момент в лице Южной Африки союзника, а не еще одну проблему. Сам де Клерк в поздних интервью отмечал, что, если бы тогда не произошло таких изменений, «Южная Африка оказалась бы в полной изоляции».
«Большинство людей в мире желали бы свержения нашего правительства. Наша экономика просто рухнула, мы бы не экспортировали ни одного ящика вина и южноафриканским самолетам нигде бы не давали разрешение на посадку. Внутри страны шла бы гражданская война»,— говорил он. И эти слова тоже поддерживают версию о его прагматичном выборе в пользу демократии.
Уже отойдя от политики, занявшись написанием мемуаров, давая интервью, Фредерик де Клерк неоднократно уходил от призывов назвать апартеид преступлением против человечности. В последний раз, в прошлом году, его уклончивость в этом вопросе в очередном интервью даже вызвала резкую критику со стороны общественности, и он потом попытался сгладить ситуацию, выразив сожаление, что его слова могли кого-то «обидеть, вызвать гнев и причинить боль».
В середине этого года стало известно, что у бывшего президента Южной Африки врачи выявили рак — мезотелиому плевры. От него он и скончался 11 ноября.
Основанный в 1999 году благотворительный Фонд Фредерика Виллема де Клерка разместил на своем сайте его последнее обращение к миру.
«Позвольте мне в этом последнем обращении к людям сказать, что, без всяких оговорок, я прошу прощения за всю боль, горе, унижение и вред, которые апартеид принес чернокожим, цветным и индийцам в Южной Африке»,— говорит в этом обращении бывший политик.
Его смерть вызвала неоднозначную реакцию. Нынешнее южноафриканское руководство и лидеры ряда западных стран отметили «важнейшую роль» Фредерика Виллема де Клерка в переходе Южной Африки к демократии, называли «смелым политиком» и говорили о его «стойком мужестве и реализме в следовании тому, что было заведомо правильно». В Фонде Нельсона Манделы подчеркнули, что имена де Клерка и их основателя будут всегда связаны в анналах южноафриканской истории.
А вот южноафриканская оппозиция, в частности представители партии «Борцы за экономическую свободу», заявила, что «он был президентом недемократического и расистского общества», «он отрицал, что узаконенное раздельное развитие, эксплуатация, пытки и убийство чернокожих являются преступлением против человечности», и поэтому он «умер без чести и с темным пятном на совести из-за того, что калечил и травмировал семьи по всей нашей стране».