«Мы не видим оснований для того, чтобы спрос на лизинг транспорта снижался»
Высокие доходы позволяют грузоперевозчикам обновлять транспортный парк
Генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин высоко оценивает успехи логистических компаний, которые во время пандемии расширяют свой бизнес и формируют спрос на лизинг транспортной техники во всех сегментах рынка грузовых перевозок.
Мировая логистическая отрасль оказалась одним из безусловных бенефициаров коронавирусного кризиса. Ограничения на передвижение людей, инфраструктурные сбои в работе международных транспортных коридоров, низкая пропускная способность инфраструктуры грузовых перевозок, дефицит подвижного состава, рост спроса на энергоносители и промышленные товары — это далеко не полный перечень факторов, которые способствовали увеличению доходов транспортных и логистических операторов. Меня не может не радовать то, что наши клиенты-грузоперевозчики наконец-то имеют возможность покрыть убытки прежних лет и расширить бизнес, в том числе за счет обновления и пополнения транспортных парков.
Причем мы наблюдаем рост спроса на лизинговую технику практически во всех видах грузовых перевозок: грузовые автомобили, железнодорожные вагоны, морские и речные суда всех размеров и специализации. По итогам девяти месяцев 2021 года объем нового бизнеса Группы «Газпромбанк Лизинг» в сегменте водного транспорта вырос в 15,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, железнодорожного транспорта — в 2,9 раза, грузовой техники — в 2,7 раза.
Рост цен на вагоны не спекулятивный
Глобальный энергетический кризис и, как следствие, рост цен на энергоносители привели к существенному росту перевозок экспортного угля из России, который, как известно, является стратегическим грузом для железной дороги. Это восстановило спрос на полувагоны, парк которых еще в первом квартале 2021 года был профицитным. Особенно приятно за успехи российских железнодорожных контейнерных операторов, чей бизнес сейчас на подъеме прежде всего за счет галопирующего роста цен на международный морской фрахт и востребованности транзитного маршрута через Россию для доставки грузов между Европой и Азией. Сейчас это очень сильно сказывается на рынке фитинговых платформ — например, если в начале года мы их приобретали по цене 2,9 млн руб., то сейчас контракты заключаются по цене не ниже 3,6 млн руб., а вагоностроительные заводы загружены заказами более чем на полгода вперед.
Здесь важно отметить, что рост цен на вагоны не спекулятивный: львиная доля этого роста произошла из-за стоимости металла, которая составляет более 60% от себестоимости вагона. В то же время, учитывая известную цикличность рынка подвижного состава, Группа «Газпромбанк Лизинг» внимательно смотрит на статистику перевозок, следит за объемами выпуска и сроками списания грузовых вагонов по всей стране, что позволяет нам грамотно планировать закупки и не допускать переизбытка вагонов в портфеле. Кроме того, имея уже более чем десятилетний опыт работы с подвижным составом и накопив достаточный объем знаний об этом рынке, «Газпромбанк Лизинг» вполне способен заниматься операционной арендой вагонов самостоятельно: мы хорошо знаем компании, у которых всегда высокая потребность в подвижном составе, и понимаем, какие вагоны и где в случае чего будут работать.
Спрос на грузовую технику превышает мощности производства
Если говорить о рынке грузовых автомобилей, то 2021 год по темпам роста превзошел все самые оптимистичные прогнозы. И мы не видим оснований для того, чтобы спрос на лизинг транспорта снижался. Наоборот, из-за дефицита машин сейчас снова формируется отложенный спрос, который в 2020 году сформировался за счет полутора месяцев локдауна. Нынешний спрос уже начал существенно превышать мощности производства, поставщикам потребуется время на то, чтобы научиться закрывать все потребности рынка. В то же время доходы перевозчиков растут еще быстрее, и сегодня очень хорошее время, чтобы приобретать транспортные средства в лизинг.
Складская инфраструктура «под ключ»
Настоящий ренессанс в последний год наступил на рынке складской инфраструктуры, предназначенной для обеспечения спроса на перевозки сборных грузов, посылок и товаров крупнейших ритейлеров. Участники рынка не только расширяют транспортный парк, но и арендуют огромное количество складских площадей, оснащенных перегрузочной техникой и специализированным оборудованием. По нашим оценкам, у этого рынка огромный неисчерпанный потенциал, и мы не исключаем, что «Газпромбанк Лизинг» сам сможет строить, а затем передавать в аренду и лизинг своим клиентам целые складские комплексы «под ключ» вместе со всем необходимым оборудованием и техникой для обеспечения бесперебойной работы грузового терминала.
Острый дефицит судов и загруженность верфей
Значительную активность мы видим и в сегменте клиентов из сферы грузового судоходства. Если еще год назад у нас в проработке было всего две-три сделки с морскими и речными судами, то сегодня мы одновременно ведем не меньше десяти кейсов. Несколько заключенных в текущем году контрактов позволили Группе «Газпромбанк Лизинг» выйти на второе место в сегменте лизинга водного транспорта по итогам первого полугодия, и мы не планируем снижать темпы роста портфеля в этом сегменте. Портфель Группы «Газпромбанк Лизинг» сегодня насчитывает более 25 судов различного класса на общую сумму около 40 млрд руб.
Проблема дефицита судов и загруженности верфей для судоходной отрасли, наверное, сейчас стоит наиболее остро. Нынешние мощности российских судостроительных заводов заняты оборонными заказами, но в этом, на мой взгляд, есть и важный плюс: когда государственные задачи будут выполнены, то эти мощности освободятся для производства гражданских судов, в том числе грузового назначения. Сегодня же флот судовладельцев пополняется в основном за счет судов с вторичного рынка. Сухогруз, выставленный на продажу в любой точке мира, сегодня очень быстро находит покупателя, а если промедлить со сделкой несколько недель, то его цена может вырасти на десятки миллионов долларов.
Единственный сектор грузового транспорта, где рост объемов перевозок не так велик,— это внутренний речной транспорт. Но здесь причина инфраструктурная, связанная с обмелением русла рек и недостаточным развитием инфраструктуры внутренних водных путей. Без значительных инвестиций государства в этой сфере не обойтись, но для реализации подобных проектов в любом случае потребуется большое количество дноуглубительной техники и земснарядов. Для таких компаний, как «Газпромбанк Лизинг», это еще одна из точек роста бизнеса и возможность принять участие в развитии уникального логистического потенциала России.