Петрушевская отказалась от Госпремии из-за иска Генпрокуратуры о ликвидации «Мемориала»
Писательница и драматург Людмила Петрушевская заявила, что отказывается от полученной в 2002 году Госпремии из-за ситуации с международной правозащитной организацией «Мемориал» (внесена в список НКО-иноагентов). 11 ноября стало известно, что Генпрокуратура подала иск о ликвидации «Мемориала».
«У меня сейчас отбирают "Мемориал", память об осужденных и расстрелянных, о брошенных под грузовик и умерших голодной смертью, о замороженных в грузовиках по пути от лагеря к лагерю, о замученных пытками на Лубянке и на Колыме, о забитых недавно на улицах, в вагонзаках и в мили-полиции. О сидящих в заключении по сфабрикованным, фальшивым делам. О тысячах таких заключенных, опасных для властей»,— написала Людмила Петрушевская в Facebook. «Пусть на меня снова заводят дело об оскорблении президента. Я отказываюсь от звания лауреата Государственной премии. Потому что мне вручал значок, коробку и букет президент путин. За пьесу, посвященную тем, кто не вернулся из лагерей. За память о них»,— заявила писательница (орфография автора сохранена).
«Мемориал» был создан в 1987 году для восстановления и увековечения памяти жертв политических репрессий, но со временем превратился в крупнейшую правозащитную организацию современной России. Правозащитный центр «Мемориал» был внесен в реестр иностранных агентов в 2014 году, международный «Мемориал» — в 2016-м.
На вопрос РБК, будет ли писательница как-то оформлять отказ от Государственной премии, госпожа Петрушевская сказала: «Я первая и единственная. Опыта никакого нет, первое отрешение от Государственной премии за всю историю. Я просто сказала — и все, вешать значок на забор я не буду».
В Генпрокуратуре пояснили причины подачи иска в Верховный суд России о ликвидации «Мемориала». В ведомстве считают, что организация нарушает Конституцию и другие законы России, в том числе закон о статусе иностранного агента.
В «Мемориале» заявили, что иск политически мотивирован, и ссылаются на постановление пленума Верховного суда РФ от 2016 года, согласно которому ликвидация «иноагента» возможна лишь как крайняя мера, причем «отсутствия маркировки» среди оснований для ликвидации нет.
Подробнее читайте в публикации «Ъ» «"Мемориал" уведомили о сносе».