Большая кольцевая линия показала амбиции
Как запуск БКЛ повлияет на загруженность столичных дорог
Директор НИИ «Мостранспроект» Владимир Титов заявил, что часть москвичей откажется от использования автомобиля, когда полноценно заработает Большая кольцевая линия (БКЛ). По его оценке, это сделают 13 тыс. человек. Добираться до работы на общественном транспорте многим жителям города будет выгоднее, быстрее и проще, а сейчас, пока объект не достроен, у них просто нет такой возможности, добавил Титов.
БКЛ должна стать одним из крупнейших объектов столичной сети общественного транспорта. Подробности — в справке “Ъ FM”:
Большую кольцевую линию метро в Москве начали строить в 2011 году, а первые ее участки стали открываться в 2018-м. С БКЛ предусмотрены переходы на радиальные ветки подземки и на ряд станций МЦК. Длина линии после завершения реализации проекта составит 70 км, на которых будет работать 31 станция. По предварительным подсчетам, БКЛ будут пользоваться более 3,5 млн человек. Предполагается, что линия разгрузит другие ветки метрополитена, в частности, нагрузка на кольцевую должна снизиться на 30%. Согласно планам столичных властей, в этом году БКЛ построят примерно на 70%.
Поможет ли запуск Большой кольцевой линии улучшить ситуацию с трафиком в столице? По данным «Автостата», на начало текущего года было зарегистрировано более 3,5 млн машин. То есть даже если на БКЛ пересядут 13 тыс. автомобилистов, дороги покинет меньше 1% водителей. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что новая линия метрополитена, скорее всего, никак не поспособствует борьбе с пробками:
«Помогли бы перехватывающие парковки, но, к сожалению, их либо не предусмотрели, либо около новых станций их построили недостаточно. Они могли бы снизить даже не пользование автомобилем, а дополнительные перепробеги транспорта, то есть люди доезжали бы до подземки, ставили машину и дальше ехали уже на метро. Такая схема почему-то не задействуется, хотя в таком случае, очевидно, центральная часть города разгрузилась бы, потому что люди в основном едут с периферии. Но даже в стихийном режиме около новых станций поставить авто негде».
Прогноз о том, что Большая кольцевая линия заставит отказаться от автомобилей 13 тыс. москвичей, слишком скромный, уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин:
«Огромное количество пассажирских корреспонденций совершалось по конфигурации буквы "П" или буквы "Л". Это лишняя транспортная работа. Уже появление МЦК усложнило топологию сети, а это всегда два эффекта. У нас меньше этих букв, и одновременно разгружаются узлы. Первая разгрузка произошла, когда открыли Московское центральное кольцо. Грандиозная переконфигурация всех этих корреспонденций произойдет, когда мы пустим наконец Большое кольцо.
У нас будет три пересадочных контура: Большое кольцо, МЦК и старинное кольцо. Усложнение топологии транспортной сети всегда приводит к тому, что люди теряют меньше времени, а в узлах уменьшается нагрузка. Вот этот грандиозный эффект, и он самый главный. Мне кажется, количество тех, кто пересядет на БКЛ, будет гораздо больше, потому что многие смотрят на автомобиль не как раньше. И, разумеется, это будет не 13 тыс. Это будет существенная процентная часть тех, кто ежедневно выезжает на дорогу».
Предполагается, что к концу этого года будут запущены 20 станций Большой кольцевой линии метро. Строительство и запуск остальных 11 должны состояться до конца 2023 года.