Ползучая акклиматизация
Конференция ООН в Глазго уточнила экологические обещания
Завершившаяся в субботу вечером конференция ООН по климату в Глазго приняла финальный документ, где впервые в истории климатического переговорного процесса после Киотского протокола содержится призыв к постепенному сокращению сжигания угля без улавливания выбросов и субсидирования добычи ископаемого топлива. За две недели работы конференции участники также согласовали несколько глобальных деклараций о намерениях (в регулировании лесов, выбросов метана, угольной энергетики), развитые страны внесли ряд новых платежей в климатические фонды ООН для оплаты перехода развивающихся к низкоуглеродной экономике, а крупнейшие эмитенты назвали даты достижения углеродной нейтральности. Для РФ основной результат конференции — согласование правил реализации страной Парижского соглашения в редакции, включающей учет российских лесных проектов.
Работа климатического саммита ООН в Глазго (COP26) ожидаемо затянулась на сутки: в последние часы разногласия вызвали формулировки финального решения конференции по вопросам ограничения использования ископаемого топлива, каменного угля и субсидий, а также возможность учета в нынешней климатической политике сокращений выбросов СО2, сформированных еще во время Киотского протокола (по результатам реализации лесных или проектов по снижению выбросов в развивающихся странах). Последние часы работы COP26 в субботу днем скорее напоминали театр, чем политический процесс: климатические активисты вслух зачитывали текст первого тома Шестого оценочного доклада межправительственной группы экспертов по изменению климата, в котором обобщаются катастрофические изменения на планете, вызванные человеческой деятельностью. Климатический министр Тувалу (островного государства, теряющего свою территорию из-за последствий изменения климата) крайне эмоционально призывал делегатов утвердить более решительные формулировки ради выживания человечества. А специальный посланник президента США по вопросам климата Джон Керри лично убеждал делегатов Индии, Китая и других стран перестать блокировать процесс, вступая в дискуссии с ними посреди зала пленарных заседаний.
Однако итоговые формулировки Климатического пакта Глазго не обошлись без компромиссов (по мнению экологов, таких заявлений явно недостаточно для достижения целей ПС). В их числе — резолюция об отмене «неэффективного субсидирования ископаемого топлива» и постепенном сокращении сжигания угля без улавливания выбросов (вместо фиксации намерений полностью отказаться от него), хотя и в такой форме эти цели упомянуты в пакте ООН впервые со времени Киотского протокола. Ключевыми противниками более амбициозных формулировок выступали прежде всего Индия (климатический министр которой заявил, что стране надо еще справиться с вопросами экономического развития и ликвидации бедности) и Китай.
«Основное решение конференции осталось сбалансированным и позволяет считать, что углеводородные проекты и инвестиции останутся частью перехода к более чистой модели развития»,— заявил “Ъ” представитель Минэкономики в российской делегации.
Эксперты отмечают, что во многом договоренностей в Глазго удалось достичь благодаря важному двустороннему соглашению Китая и США (крупнейших в мире эмитентов парниковых газов) о совместных действиях по разным направлениям климатического сотрудничества — от снижения выбросов метана до развития возобновляемой энергетики, кооперации в области лесных программ и передачи технологий. Отметим, что предыдущее соглашение тех же двух крупнейших эмитентов в 2015 году также способствовало успешному заключению Парижского соглашения.
Для России основным достижением COP26, по словам советника президента РФ по климату Руслана Эдельгериева, стало согласование правил реализации страной Парижского соглашения (ПС) и детального «расписания» достижения национальных целей по снижению выбросов, а также правил работы рыночных и нерыночных механизмов торговли углеродными единицами и передачи результатов климатических проектов. «Особенно сложным было получить приемлемый для всех результат по правилам рыночных механизмов ПС, которых ждали шесть лет. В итоге мир получил новые инструменты для обмена углеродными единицами, на которые будет ориентироваться весь рынок. Для России было важно, чтобы эти механизмы были доступны для широкого круга проектов и форм сотрудничества. Например, удалось предусмотреть более длинные периоды выпуска единиц для лесных проектов (для обычных проектов — пять лет и два продления, для лесных — 15 лет плюс две возможности продления) — обычно им требуется больше времени»,— заявил “Ъ” представитель Минэкономики в российской делегации.
«Теперь предстоит гармонизация российских систем добровольной реализации климатических проектов и регионального квотирования выбросов (эксперимент в Сахалинской области) с международными механизмами»,— добавил Руслан Эдельгериев.
По словам главы программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, в мире первые проекты по реализации Парижского соглашения начнутся уже в 2023 году (что коррелирует с планами России по созданию своей системы проектов) и, по нынешним оценкам, их объем может достичь $20 млрд в год. При этом «формируется система, где все в руках покупателя единиц снижения выбросов — например, компании, снижающей свой углеродный след. Она может выбрать любой проект сообразно своим приоритетам и при условии, что это разрешено в стране, где она базируется или куда продает продукцию. Само соглашение не определяет, какими должны быть эти разрешения и приоритеты компаний»,— отмечает эксперт.
В каждой избушке свое потепление
COP26 продемонстрировала, что в приоритете у государств-участников — климатические действия на своих территориях, проекты в других странах будут реализовываться либо в совместных программах международного развития, либо компаниями, намеренными компенсировать свой углеродный след за счет внешних проектов. Так, среди результатов конференции ООН в Глазго — фиксация целевых сроков достижения углеродной нейтральности большинством стран (включая всех крупных эмитентов). США, ЕС и Южная Корея намерены сделать это к 2050 году, РФ и Китай — до 2060 года, Индия — к 2070 году. Многие государства обновили краткосрочные цели по снижению выбросов парниковых газов — по подсчетам экспертов Climate Action Tracker, после их уточнения мир находится на траектории повышения глобальной температуры на 2,4°С к 2100 году (до саммита было 2,7°С, цель Парижского соглашения — 2°С и стремление к 1,5°С).
Также на саммите принят целый ряд «отраслевых» деклараций, в том числе декларация по лесам, к которой РФ присоединилась: государства берут на себя добровольные обязательства остановить процесс утраты лесов и деградации земель, а развитые страны обязуются выделить $13 млрд на «лесные» проекты развивающихся. В рамках инициативы по сворачиванию угольной энергетики государства объявили о сроках прекращения угольной генерации — от 2025 до 2040 года (РФ пока сроков не называет). Также в этом перечне — декларация по ограничению выбросов метана, которую уже подписали более 100 стран, ответственных за 70% таких выбросов. Они обязуются снизить выбросы этого газа на 30% к 2030 году от уровня 2020-го (к «метановой» декларации РФ пока также не присоединилась).
«В преддверии COP26 и на самом мероприятии состоялись консультации со спецпредставителем президента США по изменению климата Джоном Керри по вопросу присоединения России к "Глобальному обязательству по метану". По американской инициативе работа над этими проектами велась в форсированном формате, что ограничило возможности анализа направлений реализации обязательства. Присоединению к инициативе должна предшествовать кропотливая работа по изучению ее социально-экономических последствий и практической целесообразности. Также прорабатываются другие направления российско-американского сотрудничества по климату, включая спутниковый мониторинг выбросов парниковых газов»,— пояснил по итогам COP26 советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев.
Несмотря на то что принятые декларации являются добровольными и юридически не обязывающими, они помогают появиться важным конкретным направлениям работы по снижению выбросов и увеличению их поглощения в разных секторах, а также создают новые потоки финансирования для развивающихся стран, поясняет глава программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. Глобально, впрочем, несмотря на объявления о новых вкладах в климатические фонды ООН Японии, США и ряда других стран, выйти на цель в $100 млрд в год пока не удалось, не был услышан и призыв развивающихся стран отдельно собрать средства на покрытие «потерь и ущерба» (от уже произошедших климатических изменений и тех, которые предотвратить невозможно). Принятое в Глазго решение призывает развитые страны лишь удвоить финансирование программ адаптации развивающихся к изменениям климата, а международные финансовые институты — увеличить в нем долю грантов (а не кредитов).