Московских школьников знакомят с «Даром речи»
В столице проходит апробация методики раннего выявления дислексии
Более 70 московских школ участвуют сейчас в апробации логоскрининга «Дар речи», позволяющего выявлять на раннем этапе детей с дислексией — речевыми нарушениями. Впоследствии этот скрининг планируется внедрять в школы массово. По оценкам специалистов, 60% детей приходят в первый класс с нарушениями речи, а четверть всех школьников испытывают трудности с чтением, письмом и арифметикой.
Проект «Дар речи» нацелен на решение одной из главных проблем в борьбе с дислексией и позволит как можно раньше выявлять нарушения речи у детей, когда на коррекцию не потребуется много сил. Его разрабатывает Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) департамента образования и науки Москвы совместно с экспертами Института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского городского педагогического университета и Ассоциации родителей и детей с дислексией. Директор ГППЦ Любовь Олтаржевская рассказала, что в рамках проекта были созданы два опросника: «с простыми маркерами», который будут заполнять учителя и воспитатели на основе своих наблюдений за ребенком, и опросник для логопеда по работе с детьми из группы риска.
В настоящий момент идет апробация логоскрининга в 72 школах Москвы, которые являются участниками городского проекта «Ресурсная школа», пояснили “Ъ” в департаменте образования и науки Москвы.
На вопрос, сколько детей проверено на дислекцию, в ведомстве не ответили. Источник пояснил “Ъ”, что результаты не будут обнародованы, пока проект в стадии разработки. По данным госпожи Олтаржевской, в исследовании задействованы дети трех, пяти, семи и девяти лет (в Москве школы объединены с детскими садами в образовательные центры). Причем скрининг выявляет детей не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с легкими.
В ближайшее время будут подведены итоги исследования, а после их обсуждения планируется массовое внедрение скрининга в школы Москвы, отметила директор ГППЦ. «Разработка такого скрининга позволит снизить количество учеников, которые не получают своевременной логопедической помощи и у которых на фоне речевых нарушений возникают вторичные трудности, приводящие к школьной дезадаптации»,— подчеркнули в департаменте образования.
В Ассоциации родителей детей с дислексией “Ъ” объяснили, что дислексия не заболевание, интеллект у ребенка полностью сохраняется. Он может путать звуки, переставлять буквы и слова при чтении.
Легкие нарушения у дошкольников несложно корректируются логопедами. Но если ребенок идет с этим в школу, то у него возникают проблемы с чтением, а также с письмом и арифметикой.
Сверстники высмеивают ребенка, а учителя ставят двойки. В итоге теряется интерес к учебе, снижается самооценка, ухудшается дисциплина. «Наши дети приходят в школы, а педагог не знает, как с ними работать, еще и при всем классе скажет, что Петечка — придурок, а дома родители то же самое добавят»,— характеризует ситуацию основатель и учредитель ассоциации Мария Пиотровская.
Согласно данным департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения, из 7 млн дошкольников почти 300 тыс. детей имеют выраженные нарушения речи. Широкое исследование среди школьников в России не проводилось, подчеркивают в ассоциации. Зарубежные исследования показывают, что дислексия в той или иной степени выраженности встречается у одного из десяти учащихся, отмечают в ассоциации.
Госпожа Пиотровская говорит, что если подсчитать всех детей со школьными трудностями, в том числе с дисграфией (нарушение письма) и дискалькулией (неспособность овладеть арифметикой), то их число составит 25% от всех учащихся.
«Мне страшно называть эту цифру, но 60% детей приходят в первый класс неготовыми к школе, с речевыми дисфункциями»,— говорит госпожа Пиотровская. Эту цифру называет и ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она описала портрет ребенка с дислексией, пояснив, что у них обычно наблюдаются проблемы с моторикой: «Если у ребенка развязаны шнурки, пуговицы не так застегнуты, волосы не причесаны, то с большой вероятностью у него дислексия».
У Минпросвещения есть методики для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Родителям обычно предлагают коррекционные школы — их в стране более 1,6 тыс. «Но мы должны идти навстречу родителям, которые сейчас хотят инклюзии. Тогда эти ребята попадают в обычную образовательную организацию, где им должны быть созданы специальные условия»,— отметила на конференции по дислексии советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Наталья Кожина. В прошлом году более 62 тыс. детей с тяжелыми формами нарушения речи обучались в обычных школах по адаптированной основной общеобразовательной программе. Но все еще есть ряд пробелов — «сложно в кадровом наполнении, в обучении специалистов», признает госпожа Кожина.
Внедрение раннего логопедического скрининга поставит перед педагогами новый вопрос: как работать с детьми, у которых легкая степень нарушения речи.
Ассоциация родителей детей с дислексией пытается помочь: ее эксперты написали соответствующие методички для школ. Минпросвещения разослало их в 42 тыс. школ. На сайте ассоциации предлагается курс на 72 часа для повышения квалификации педагогов. Госпожа Русецкая добавляет, что нужно менять подготовку кадров в вузах: «Сегодня логопеды — это лишь педагоги, из их образования убраны медицинская и психологическая составляющие. Нужны логопеды современного формата, междисциплинарные специалисты». Она напомнила, что президент России Владимир Путин в сентябре поручил Минпросвещения и Минобрнауки увеличить на следующий год план приема абитуриентов на специальности «логопед» и «дефектолог».