Миграционный кризис набирает силу
Какие существуют варианты разрешения ситуации с беженцами
Миграционный кризис на белорусско-польской границе обострился. Беженцы покинули лагерь и столпились у пункта пропуска «Брузги» на трассе — их около 3,5 тыс. человек, подсчитали польские силовики. Границу охраняют военные и полицейские, которые пригнали водомет. В белорусской погранслужбе отмечают, что беженцы «подчеркивают свои исключительно мирные намерения и готовы к любому развитию ситуации, во главе колонны — женщины с маленькими детьми». В стихийном лагере, где мигранты провели неделю, никого не осталось: с польской стороны виден лишь дым от потушенных костров.
Беженцы расположились прямо перед КПП, рассказал корреспондент RT Константин Придыбайло, который находится на месте событий. По его словам, люди устали и замерзли: «Беженцы прошли на КПП, они стоят перед колючей проволокой, которая заграждает им проход, наверное, в 50 м от герба Польши, белыми буквами на красном написано "Rzeczpospolita Polska".
Но, чтобы пройти это расстояние, беженцам нужно преодолеть забор, а также пять-шесть рядов сначала полиции, а потом военных. Здесь стоит водомет. Военные опять включили свои агитационные речи: вы находитесь на границе, мы будем защищать границу, в случае чего применять все средства. Люди просто пришли на погранпереход и сели. Они показывают всем своим видом, что они не будут прыгать на польских полицейских, силой пытаться пробраться. Здесь много женщин и детей. Люди замученные, уставшие, замерзшие, просят разрешения пройти дальше, попасть в Германию, чтобы увидеть светлую жизнь Европейского союза, которую им обещали».
Ваш браузер не поддерживает видео
К пропускному пункту мигранты двинулись по собственной инициативе, утверждает Минск. Но Польша считает, что колонну мигрантов направляли белорусские силовики. Среди беженцев якобы распространили слухи об автобусах из Германии, которые заберут их на границе. В самой ФРГ это опровергли. Белоруссия уговаривает мигрантов вернуться домой, но «никто не хочет», заявил президент Александр Лукашенко. Тем временем министры иностранных дел европейских стран обсудили очередные санкции против Минска. Они согласились расширить перечень ограничений и, как ожидается, вскоре под них могут попасть авиаперевозчики и туркомпании, которые якобы помогают доставлять беженцев к границе.
Однако такие меры Евросоюза носят скорее символический характер, считает белорусский политолог Александр Класковский: «Конечно, все будет зависеть от конкретного наполнения пятого пакета. Есть сведения о том, что в список могут, например, включить гостиницу "Минск", национальный аэропорт. Да, это, конечно, будет достаточно болезненно в отличие от персональных санкций. По имеющейся информации, ограничения могут затронуть около 30 человек.
Но, поскольку происходит такая конфронтация с Западом, белорусские чиновники в Европу не летают. Что касается национального аэропорта, ЕС ранее объявил блокаду. Никаких рейсов с конца мая, когда произошла скандальная посадка самолета Ryanair в Минске, ни в Евросоюз, ни оттуда нет. Пока белорусское руководство надеется и пользуется в основном поддержкой Москвы, конечно, западные санкции вряд ли будут иметь какой-то решающий эффект.
Что касается механизмов, во-первых, Евросоюз стал уже работать через голову Минска с правительством Ирака, воздействует на те же турецкие авиалинии с помощью угроз, что их компании попадут под санкции.
В итоге мы видим, что прекратились авиарейсы из Ирака, и местные власти 18 ноября, напротив, инициируют рейс из Минска, чтобы забрать желающих вернуться на родину. Турецкие авиалинии тоже вводят ограничения на перевозку пассажиров из ряда проблемных стран в Белоруссию. Во-вторых, скопилось уже столько мигрантов, по некоторым оценкам 20 тыс. или даже 30 тыс., что они начинают создавать проблемы самим белорусам. Местные власти вынуждены разбивать палатки. В Минске много таких людей, они ходят толпами, ночуют где-то в подземных переходах, создают бытовые неудобства».
Кроме того, как писал Bloomberg, под санкции может попасть и Россия. Однако программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев считает, что ограничения Евросоюза Москву не затронут: «Появились разговоры о том, что это все затеял Кремль, в СМИ проскальзывают сообщения об этом. Были спекуляции о том, что в отношении крупной российской авиакомпании могут быть введены санкции. Но пока что это не более чем спекуляции. Я не думаю, что в отношении Москвы будут применены какие-то радикальные меры со стороны ЕС или США именно в связи с белорусским сюжетом.
Я бы не воспринимал это как какой-то реальный сценарий, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Все-таки остановить транзит газа через Белоруссию — это очень сильный ход, который будет не в интересах Москвы. Что касается британцев, никаких рычагов, чтобы как-то повлиять на тот же "Северный поток", нет.
У ЕС, особенно у Германии, достаточно много ресурсов, чтобы просто-напросто принимать этих людей. Конечно, там не желают создавать прецедент, обозначать белорусское направление, давать надежду другим людям, которые хотят перебраться в ЕС. Второй путь — это вести переговоры с белорусским президентом и методом кнута и пряника так же, как с Эрдоганом в свое время, пытаться достичь какой-то неофициальной сделки. Пока что все это словесные игры. Лукашенко хочет показать ЕС, что безнаказанно вводить санкции не получится».
Белорусский президент, говоря о новых европейских ограничениях, заявил: «Мы будем защищаться. Дальше нам отступать некуда». В Кремле отметили, что возлагать всю вину на Лукашенко неверно. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, мигранты пользуются безвизовым режимом, а их не пускают. Москва готова помочь урегулировать кризис, но только в качестве посредника.