«Безумие должно быть осмысленным»
Кароль Касапи, TAG Heuer
Парижанка Кароль Касапи училась часовому делу в Швейцарии, чтобы занять место среди самых известных творцов сложных механизмов. После «кузницы талантов» Renaud & Papi в компании Audemars Piguet она 15 лет занималась разработкой революционных калибров в Cartier, а теперь взялась за точную механику в TAG Heuer. Совсем недавно, в дополнение к уже присужденным ей в 1997 году премии Абрахама-Луи Бреге и призу «Лучшему часовщику» на Grand Prix d’Horlogerie de Genеve в 2012-м она получила премию Gaia в категории «Мастерство — творчество». Для аукциона Only Watch под ее руководством были разработаны TAG Heuer Only Watch Carbon Monaco, единственные в своем роде часы из карбона — от корпуса до деталей механизма.
— Вы гений сложных механизмов, вас называют «королевой турбийонов». Что привлекло вас в часах с очень интересным корпусом из карбона, приводимых в движение стандартным, давно уже разработанным Heuer 02?
— Было очень интересно создать новый вариант знаменитых черных-черных Dark Lord, придать иконе 1970-х годов отчетливое ощущение ХХI века, добавив все то, что так хорошо умеет делать TAG Heuer. Чего стоит использование такого необычного материала, как карбон. В этих уникальных часах корпус из карбона, циферблат из карбона и механизм совсем не стандартный — спираль маятника также сделана из карбона. Так что это была реинтерпретация стиля, поддержанная новейшей технологией.
— Не раз в нашем веке TAG Heuer представляла новаторские, невиданные механизмы. Вы работали рядом в Ла-Шо-де-Фоне. Следили ли вы за тем, что делают соседи?
— Да, конечно, потому что TAG Heuer — это марка, всегда стремящаяся к новому, очень творческая, и было очень интересно смотреть, как они интерпретировали свои изобретения и интегрировали их в часах.
— Но вы были сторонницей классики, а они делали вещи неконвенциональные, иногда отрицавшие весь прошлый опыт часового дела. Готовы ли вы разрабатывать такие же безумные механизмы?
— Часовое дело должно развиваться. Но мы не занимаемся инновацией ради самой инновации.
Единственный критерий — что разработка даст владельцам часов. Больше точности, больше удобства, больше функций, больше прочности и долговечности. И мне очень нравится использовать инновации именно в этих целях. Безумие возможно, но оно должно быть осмысленным.
— Идти на поводу у клиента, пытаться нравиться, ставить на дизайн, на внешнее, а не внутреннее — вот реальность нынешнего часового дела. Правильно ли это, как вы считаете? Эта тенденция необратима?
— Я думаю, что сегодня появился новый стиль, новая реальность. Швейцарская часовая промышленность — лидер рынка, и она ввела, даже навязала, стандарты, которые кажутся необычными сегодня, но завтра станут повсеместными. Никто не хочет отстать от поезда. Нужно иметь продукты, которые будут адаптированы к ожиданиям клиентов. Не в смысле снижения уровня, а наоборот, в смысле улучшения качества, функциональности, долговечности продукта.
— Что вы привнесете в TAG Heuer из своего опыта знаменитого часового инженера? У марки есть сейчас базовые механизмы Heuer 01 и Heuer 02, появятся ли 03, 04, 05?
— Не знаю, сохраним ли мы эту нумерацию, но, конечно, мы работаем над новыми механизмами. Мы должны видеть перспективу, избегая оппортунизма. В часовой группе LVMH работает целая команда ученых, и у нас есть возможность использовать фундаментальные исследования в наших прикладных целях. Идея не в том, чтобы делать только концептуальные часы, нужно, чтобы они, в конце концов, были рассчитаны на реальное применение.
— Что вы думаете о новых материалах, спасение ли это для часового дела или, напротив, тупик?
— Все то же самое, новые материалы нужны, если в них есть практический смысл, технический или хотя бы эстетический. Они нужны, если это, скажем, сверхтвердый материал, который не поцарапаешь, если он приятен на руке или обладает особой легкостью.
— А не опасаетесь ли вы кремниевых деталей механизма, которые не подлежат ремонту и могут только заменяться, как будто бы речь идет об использованной батарейке?
— Вы преувеличиваете. Спираль из кремния, как и спираль из карбона, никогда не сломается, ее и не надо менять. Нельзя сравнить это с батарейкой. Здесь перед нами элемент, который вообще не требует никакого вмешательства или ремонта.
— TAG Heuer — единственная традиционная швейцарская часовая марка, выпускающая собственные смарт-часы. Вы могли бы поженить электронику и механику?
— В моем словаре нет слова «никогда». Даже если это технологии, которые на первый взгляд непримиримы, я убеждена, что можно улучшить коннектированные часы, основываясь на умениях традиционного часового мастерства, и наоборот.
— Есть ли у вас новые фантастические идеи невероятных усложнений?
— Это соль нашего дела, без этого в нем нет смысла. Конечно, ты все время возвращаешься на землю в традиционных проектах, которые составляют нашу повседневность. Но я не прекращаю мечтать, я стремлюсь к невероятному, хотя и знаю, что это не для завтрашнего дня.