«Независимость дорогого стоит»
Максимилиан Бюссер, MB&F
Максимилиан Бюссер создал свою компанию MB&F, чтобы показать, насколько часовое дело может быть изобретательным и веселым. Его произведения, часто сделанные в сотрудничестве с другими мастерами, способны вызывать улыбку и одновременно стоить десятки и сотни тысяч швейцарских франков. На женевском Гран-при он получил два приза — за «Сложные часы» и за «Художественные часы». А на аукционе Only Watch созданная им HM10 Panda была куплена с боем за 620 тыс. швейцарских франков — в шесть раз дороже предварительной оценки. Но, как говорит сам Бюссер, которого вся индустрия ласково называет Максом, главное — свобода, а цены — дополнительное удовольствие.
— В категории «Художественные часы» на женевском Гран-при победила ваша совместная работа с гравером Эдди Жаке, который создал на циферблате микрорельеф по мотивам романов Жюля Верна.
— Все кончилось хорошо, но история-то почти печальная. Эдди Жаке, выдающийся гравер, пришел ко мне, чтобы оформить документы о безработице. Его изумительное мастерство было никому не нужно. И тогда я сказал ему: «Почему бы нам не сделать что-нибудь вместе?» Мы взяли нашу Legacy Machine Split Escapement, потому что там есть свободное поле циферблата, и Эдди отправился думать. Он позвонил мне и сказал: «Я перечитал все 66 романов Жюля Верна. И знаете, там есть несколько тем для работы».
— Почему вы выбрали Жюля Верна?
— Потому что это лучшие сказки для мальчиков. С Жюля Верна у всех начиналась любовь к неожиданному, фантастическому. Писатель XIX века, он стал культовым автором новой культуры, без «Из пушки на Луну» не было бы «Звездных войн». Я был уверен, что Эдди сделает свою работу блистательно, но не предполагал, сколько это займет времени.
— Технические сложности?
— Нет, художественные. Эдди Жаке работал необыкновенно долго, в конце концов я позвонил ему в ярости: «У вас есть другая работа, вы заняты чем-то еще?» Он ответил: «Нет, у меня по-прежнему только та работа, которую вы мне дали, но я хочу сделать ее как можно лучше. Не торопите меня, пожалуйста, все время, которое мне понадобится сверх того, на которое мы договорились, я возьму на свой счет».
— Как мы знаем, эти часы были немедленно раскуплены. Откуда, кстати, тот экземпляр, который был выставлен на Гран-при?
— Владелец этих часов был так любезен, что согласился с ними расстаться на месяцы, пока шли выставки. Найти покупателей, кстати, оказалось просто. Я взял список наших клиентов, выстроенный по количеству наших часов, которые у них есть: «Здравствуйте, это Бюссер, у нас появилась новая небольшая серия». Мне и недели не понадобилось. Проблемы начались потом. Пошли звонки. Люди обижались. Они говорили: «Я ваш верный клиент, я купил столько-то ваших часов, почему я не могу иметь один "том" Жюля Верна?» Мне не раз приходилось отвечать, что мы вам благодарны, вы наш верный клиент, но есть люди, у которых коллекция еще больше вашей. Отказывая, я чувствовал себя неловко, но был рад, что такие серии имеют успех и мы можем помогать художникам, к которым сегодняшняя жизнь просто безжалостна.
— Гран-при изменился с тех пор, как вас там наградили в первый раз?
— Конечно, изменился, стал лучше и объективнее — но я говорю это не потому, что нас наградили. Я все время жалею, что многие прекрасные часовые дома не участвуют в Гран-при, но я не знаю, как их убедить. С ними было бы гораздо правильнее и интереснее, пусть даже у MB&F станет тогда меньше шансов.
— Вас не удивляют столь частые победы «независимых» на конкурсах и аукционах?
— Независимость дорогого стоит. Я бы сказал, что этого слишком долго пришлось ждать. Несомненно, работа Филиппа Дюфура в десятки раз дороже любых часов промышленного производства, я не понимаю, чему тут удивляться.
— Как появились ваши часы Panda, имевшие такой успех на Only Watch?
— Кстати, это не моя идея, а одного из наших молодых сотрудников Арно Лежре. Он предложил превратить нашего «бульдога» HM10 в «панду».
— Вы постоянный участник Only Watch, это важно для вас?
— Я впервые встретил создателя аукциона Люка Петтавино, еще когда работал в Harry Winston. Он рассказал нам тогда о судьбе своего сына Поля, и с тех пор уже 16 лет не я один, а мы все с ним рядом, все делаем общее дело. Успех на Only Watch — общий успех. Здесь все стараются помочь — и часовщики, и покупатели. Все мои произведения на Only Watch как-то связаны с детством, они рассказывают о ребенке, который мечтает, плачет, который нуждается в любви или свободе. Так и панда. У меня был в детстве любимый медведь, такой обычный, серенький — и только потом я узнал, что когда-то это была панда, просто ее слишком часто стирали в машине.