Живая легенда Флерье

25 лет Parmigiani Fleurier

Чтобы снискать признание в мире высокого часового искусства, марка должна самостоятельно создавать механизмы, обладать узнаваемым стилем, пользоваться финансовой независимостью и иметь многолетнюю историю непрерывного производства. Тем более если во главе предприятия — выдающийся часовщик, живой классик часового искусства. Отвечающих этим условиям мануфактур даже в Швейцарии немного, но созданная в 1996 году Parmigiani Fleurier заняла свое место в этом престижном ряду.

Рулевые марки Parmigiani Fleurier: генеральный директор Гвидо Террени (слева) и основатель Мишель Пармиджани

Фото: courtesy of Parmigiani Fleurier

Первое часовое дело уроженец городка Куве в кантоне Невшатель 26-летний Мишель Пармиджани открыл в 1976 году. Это была реставрационная мастерская Mesure et art du temps. Довольно скоро ее клиентами стали крупные коллекционеры старинных карманных и интерьерных часов, такие как владельцы женевской мануфактуры Patek Philippe и фонд, управляющий активами одной из богатейших семей Швейцарии — владельцев основанной еще в XIX веке фармацевтической компании Sandoz. В конечном итоге именно Sandoz Family Foundation в 1996 году стал мажоритарным акционером компании Parmigiani Fleurier, названной по имени самого часовщика и городка Флерье, где расположена мануфактура.

В первых наручных моделях Parmigiani Fleurier особенно заметен почерк Мишеля Пармиджани. Механизмы с усложнениями характерны для реставратора, много работавшего со сложными настольными и карманными часами. А геометрия часовых корпусов напоминает о юношеском увлечении Мишеля Пармиджани архитектурой. Коллекции были разделены по форме корпусов: бочкообразные Ionica (позже стало использоваться название Kalpa), круглые Toric и Tonda, овальные Oval (ныне, увы, не выпускаются). Узнаваемыми эстетическими приемами стали безели с двойной ступенькой и мелкой накаткой, а также закругленные подвижные ушки крепления ремешка, позволяющие часам плотнее прилегать к запястью. Знатоки марки могут добавить к этому перечню часовые метки в виде засечек или арабских цифр (Пармиджани никогда не использовал римских цифр) и характерные стрелки треугольной формы.

Особенно удивительно нечасто встречающееся соответствие формы механизмов и корпусов. Так, представленный в 1998 году первый мануфактурный калибр PF110 с ручным заводом и 8-дневным запасом хода имел бочкообразную форму, соответствующую корпусу Ionica.

В золотой фонд часового искусства вписаны такие разработанные Мишелем Пармиджани и ранее не известные миру конструкции, как калибр PF370 с поперечными платинами, вертикальный калибр PF372 с установленным под углом 90 градусов часовым колесом (оба механизма с ручным заводом использовались в сложных часах, выпущенных в рамках партнерства с автомобильной маркой Bugatti), автоматический калибр PF009 для наручных часов с вечным исламским календарем Calendrier hegirien (его разработка началась в 1993 году, когда Пармиджани довелось реставрировать карманные часы XIX века с исламским календарем). К 20-летию Parmigiani Fleurier был представлен мануфактурный механизм с интегрированным хронографом, похвастаться наличием которого могут лишь избранные мануфактуры. Высокочастотный 5-герцевый калибр PF361 из золота (из-за мягкости этого металла создание механизмов из него — очень сложная техническая задача) имеет сплит-функцию — две секундные стрелки, одновременно позволяющие сравнивать продолжительность двух временных интервалов,— и скелетонизированные мосты.

Всего за 25 лет существования марка создала более 30 мануфактурных механизмов. Вряд ли это стало бы возможным без вертикально интегрированной структуры, появившейся в нулевые годы при мощной финансовой поддержке фонда Sandoz. Наиболее известна компания Vaucher Manufacture, разрабатывающая и производящая часовые калибры (в том числе по заказу других марок), а также отвечающая за финальную сборку часов Parmigiani Fleurier. Кроме того, фондом были приобретены еще четыре специализированных предприятия: Atokalpa — производство анкерных колес, вилок, балансов и пружин, Elwin — зубчатых колес и осей балансов, Les Artisans Boitiers — часовых корпусов, Quadrance et Habillage — циферблатов.

В нынешнем юбилейном году генеральным директором марки стал Гвидо Террени, хорошо известный в индустрии по своей предыдущей должности руководителя часового подразделения Bvlgari. Новый руководитель начал с того, что следовало сделать уже давно: он решительно сократил производственную программу. Сокращению подверглись как сверхсложные часы (достаточно сказать, что в линейке осталась только одна модель с турбийоном), так и отдельные модели входного уровня (в частности, сняты с производства трехстрелочники Tonda 1950 и хронографы Tonda Metrograph). Среди часов с усложнениями оказались только те, в которых у марки есть ощутимое преимущество: сплит-хронографы, вечные календари с ретроградным указателем, модели Hemispheres со вторым часовым поясом.

Кроме того, под руководством Террени создана новая коллекция Tonda PF. Ее отличают тонко продуманные детали, сочетающие современность с наследием марки. Визуально разгружены циферблаты и стрелки (они частично скелетонизированы), но, даже несмотря на измененный логотип (теперь он сокращен до «PF» в вертикальном овале), благодаря циферблатам с гильошированным узором «ячменное зерно» и безелям с фирменной накаткой сохранена узнаваемость. Все семь моделей новой коллекции оснащены интегрированными браслетами. В корпусах из стали (у каждого из них платиновые безели с насечками) и розового золота дебютировали минималистичные часы с двумя стрелками и указателем даты, 5-герцевый хронограф и модель с годовым календарем и ретроградной датой. Венчает коллекцию вышедший в 25 экземплярах сплит-хронограф, корпус, браслет и циферблат которого сделаны из платины. На сегодняшний день это самые дорогие часы Parmigiani Fleurier. Настоящий подарок на юбилей.

Юрий Хнычкин

Вся лента