«Рынок пока еще "голодный" в этом сегменте»
Владелец «Баден-Бадена» об убытках в пандемию, развитии франшиз и новых проектах
Владелец сети Baden Family Евгений Кононов планирует открыть порядка восьми термальных комплексов на Урале. Четыре комплекса «Баден-Баден» уже работают в регионах УрФО, еще один — в Шарташском лесопарке — должны построить в 2023 году. За время подготовки стоимость проекта на Шарташе выросла на 500 млн руб., а инвестор столкнулся с протестами со стороны активистов. О том, как развивается бизнес, куда планируют продавать франшизы, какие убытки терпят комплексы в пандемию — Евгений Кононов рассказал в интервью «Ъ-Урал».
— Масштабный проект, над которым вы сейчас работаете, это оздоровительный термальный комплекс «Баден-Баден» на Шарташе в Екатеринбурге. Изначально заявлялось, что первую очередь вы должны сдать в 2023 году, успеваете?
— На строительство первой очереди нам понадобится примерно полтора года, поэтому на строительную площадку нам надо выйти весной 2022 года. Мы успеваем, но некоторые организационные вопросы нас немного тормозят.
— Вы столкнулись с активистами, которые выступают против строительства термального комплекса на территории Шарташского парка. Когда задумывали проект, готовы были к такому?
— Изначально был не готов, видел все это по-другому. Я не думал, что придется на каждом этапе доказывать, что комплекс не навредит. Не все были у нас на Уктусе или в Еткуле (Челябинская область), поэтому не видели, что мы создаем территории отдыха и оздоровления европейского уровня. Все комплексы сети Baden Family работают в строгом соответствии с принципами нашей корпоративной политики в области охраны окружающей среды: соблюдать законодательные и иные требования в области охраны окружающей среды, предотвращать загрязнение окружающей среды, рационально использовать природные и энергетические ресурсы, внедрять современные технологии и т.д. Наши гости ценят именно единение с природой, которое усиливается водными процедурами. Все кто побывал у нас хоть раз, всегда с удовольствием возвращаются, чтобы отдохнуть и восстановить силы. Поэтому у меня есть полная уверенность, что проект состоится. Мы современная, большая и открытая компания, ежедневно совершенствуя свою работу, мы создаем доступный отдых в термах в России.
—Ранее вы заявляли, что общий объем инвестиций составляет около 1 млрд руб., эта сумма не менялась?
— На первую очередь необходимо около 400 млн руб., на вторую вместе с гостиницей на 160 номеров — около 1,1 млрд руб. Сейчас произошло глобальное удорожание строительных материалов, поэтому сумма выросла до 1,5 млрд руб. В целом строительство квадратного метра значительно выросло.
К тому же основное оборудование мы привозим из Европы и особое внимание уделяется инженерной составляющей, «зеленым технологиям», очистным сооружениям. Несмотря на удорожание, проект мы никак не сокращаем, запас прочности у нас хороший, хочется сделать лучший комплекс в России. Он будет визитной карточкой и для нашей компании, и для Свердловской области. Первая очередь у нас будет рассчитана на 400 человек, вторая на 2 тыс. человек единовременного присутствия. Во второй очереди мы поднимем бассейны на уровень второго этажа, с них будет красивый вид — гладь бассейна будет переходить в гладь озера. Бассейны будут подогреваемые и использоваться круглый год, летним будет только пляж — это будет территория общего пользования, открытая для всех всегда.
— А зона аквапарка у вас не предусмотрена?
— Мы обсуждали эту идею. Пока хотим часть территории на открытом воздухе выделить для детских игровых площадок. Она хорошо обозримая из разных точек комплекса, что важно для родителей, и оборудовать там летний аквапарк, как у нас на Уктусе, но более современный.
—У вас в каждом комплексе есть точки общепита, вы привлекаете партнеров на эту работу?
— Общепит наш, у нас есть бренд-шеф. Это приличная статья доходов — в среднем 10% от входящего трафика, летом даже больше. На Шарташе будет порядка шести точек питания, плюс около 10 поп-апов, то есть суммарно около 15 точек общественного питания разной категории и кухонь.
— Какой срок окупаемости вы закладываете для проекта на Шарташе?
— Первый наш комплекс в Кургане окупился через три года. На Шарташе мы планируем окупиться через пять-семь лет, по Уктусу примерно пять лет. Если говорить про Уктус, то мы ведь там не останавливаемся. То, что зарабатываем — инвестируем. Сейчас практически готов новый корпус, где будут крытые бассейны, спа-центр и точки питания.
— Как вы еще развиваете комплекс на Уктусе?
— В этом году мы открыли небольшой аквапарк и оборудовали пляж — на это ушло порядка 30 млн руб. Мы также сделали три новых летних бассейна, у нас появилась деревня, построенная из морских контейнеров.
Планируем строительство гостиницы на 73 номера. На сегодняшний день находимся на этапе получения заключения экспертизы, после будем подавать документы на получение разрешения на строительство. По плану на строительную площадку мы должны выйти в начале следующего года и сдать гостиницу в начале 2023 года.
— Комплексы на Уктусе и на Шарташе не будут конкурировать между собой, ведь продукт предлагается аналогичный?
— Мы посчитали, что емкость рынка в Екатеринбурге выдержит три подобных комплекса. Шарташ — это северо-восток города, Уктус — южная часть. Недавно мы купили еще один комплекс в западной части города. По самым пессимистичным прогнозам, на три комплекса будет приходиться порядка 5 тыс. посетителей в день, с учетом жителей Екатеринбурга и городов-спутников. Я думаю, еще жителям Челябинска и Перми это будет интересно.
— Можно говорить, что пандемия подтолкнула вас к развитию?
— Не совсем так. Если в 90-е годы люди тратили на отдых 2% своего бюджета, то сейчас на отдых, здоровье, эмоции, путешествия люди тратят до 50%. Люди хотят жить здесь и сейчас. И это заметно у нас на Уктусе, в Еткуле… Летом там стоят двухчасовые очереди, бронь на месяц вперед. Потребность у нас просчитана, и мы видим, что она у людей только растет. Мне кажется, что не будет такого, что откроют все границы и люди перестанут путешествовать по российским городам. К тому же, мы можем конкурировать с заграничными курортами по уровню сервиса и доступности. Такие комплексы как на Шарташе могут и будут привлекать иностранных туристов. Ведь для них поехать на термальный курорт — это понятный отдых. Это целая культура отдыха, которая до недавнего времени была нам недоступна.
— Какая у вас посещаемость в год?
—В 2020 году суммарно мы приняли более 500 тыс. посетителей по всем комплексам. Думаю, в этом году мы выйдем на показатель в 800 тыс. Если сравнить август 2019 с августом 2020, когда мы открылись после локдауна, рост составил 10%. В августе 2021 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы выросли уже на 30-35%.
— Вы подсчитывали, какие убытки понесли из-за локдауна?
— Около 100 млн руб. мы потеряли суммарно. Самое главное, что компании удалось сохранить команду, лишь некоторые линейные сотрудники обновились.
—В Тюмени, где довольно много термальных комплексов, недавно открылся большой комплекс «ЛетоЛето». Не боитесь конкуренции?
— У меня нет задачи конкурировать с Тюменью, Минеральными водами или другими городами. Наоборот, человек, который побывал там, он уже является ценителем этого отдыха. Рынок пока еще «голодный» в этом сегменте, поэтому мы и развиваемся.
— Кроме нового комплекса на Шарташе и ВИЗе, планируется ли еще открытие новых комплексов?
— Этим летом мы приобрели в Новоуральске санаторий «Зеленый мыс», хотим провести там реновацию. Но там мы больше хотим специализироваться на банкетных залах, чтобы можно было проводить крупные конференции вплоть до 1,5 тыс. участников, площади это позволяют. Ближайшие полгода мы будем разрабатывать концепцию, выбирать проектировщиков. Думаю года через полтора, когда мы привлечем дополнительные банковские инвестиции, и начнем реновацию объекта, а откроем его, наверное, уже в 2024 году.
Кроме того, год назад мы купили старый заброшенный санаторий на озере Тургояк — «Хвойные острова» (Челябинская область). Здесь у нас готовится эскизный проект. Но опять же — сейчас у нас весь фокус на Екатеринбурге.
— Эти проекты вы сами развиваете, но сейчас вы начинаете продавать франшизы?
— Да, франшизу мы разработали, но мы ее планируем продвигать не в нашем регионе.
В Челябинской и Свердловской области порядка 7-8 филиалов я планирую открыть сам. Другие регионы плюс страны СНГ мы хотим развивать по франшизе. У нас уже есть запросы из Казахстана, Узбекистана.
— Какая у вас стоимость франшизы?
— В зависимости от уровня комплекса. Франшиза комплекса как на Уктусе будет стоить 6 млн руб. Как на Шарташе или в Еткуле — 10 млн руб., комплексы как в Кургане или Реже — 3 млн руб. Роялти будет везде порядка 1%. Сейчас у нас уже есть два региона в финальной проработке — Нижний Новгород и Краснодар.
— Расскажите, почему вы вообще решили заняться этим бизнесом — строить термальные комплексы?
— У меня был девелоперский проект —«Поселок Европейский» в Кургане. Тогда у меня была задача сделать из него визитную карточку для Кургана. Визитная карточка из поселка не получилась, потому что пока мы строили «Баден-Баден», рынок ИЖС перенасытился, но сам по себе комплекс вырос в отдельную историю. Мы его открыли в 2012 году, там у нас минеральная вода, что придает уникальность комплексу. Мы, кстати, прорабатывали историю завоза минеральной воды из Обуховского месторождения в наши комплексы, чтобы заполнять бассейны. Это дорого, по затратам — это порядка 1 млн руб. в месяц. Но идея не оставлена мной, пока еще думаем над этим.
— Почему после Кургана следующий комплекс появился в Реже (Свердловская область)?
— Мне место понравилось, там очень красивый лес, чистый воздух. В Реже был готовый комплекс с бассейном, номерной фонд уже существовал. Мы его удачно реконструировали.
— Развитие термальных комплексов для вас сейчас единственный бизнес или есть еще?
— Я из Кургана, но мое становление как предпринимателя началось в Екатеринбурге в 2006 году. Мой первый бизнес, которым я занимался — подрядные работы, тогда строился логистический комплекс на Новосвердловской ТЭЦ. Я сформировал несколько бригад, мы брали подряды по сантехническим работам, по системам пожаротушения. Поскольку я учился в пожарной академии в Екатеринбурге, то в инженерии хорошо понимаю. Как предприниматель я зародился и окреп в Екатеринбурге. В Кургане у меня сейчас есть небольшой бизнес по девелопменту — там есть несколько поселков ИЖС вокруг города. Еще я строил многоквартирные дома в Кургане, немного осталось этого. Но основное дело для меня сейчас — это, конечно, «Баден-Баден». Античные термы играли важную роль в городской жизни. Эти традиции сохранились во многих странах Европы. Сегодня люди со всего мира приезжают на европейские термальные курорты за здоровьем и яркими впечатлениями. В России таких объектов единицы. Наша миссия — создавать доступный отдых в термах в России.