«Германия говорит "нет"»
Дмитрий Дризе — о приостановке сертификации «Северного потока-2»
Министерство энергетики ФРГ отрицает наличие политической составляющей в решении регулятора остановить сертификацию «Северного потока-2». «Газпрому» следует провести реорганизацию дочерней компании-оператора — после этого необходимые бумаги будут выданы. По мнению немецких чиновников, отсрочка запуска газопровода не скажется на энергоснабжении страны. Между тем цена газа в Европе впервые с октября превысила $1 тыс. за тысячу кубометров. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что Берлин занял принципиальную позицию: закон важнее даже перспективы замерзнуть зимой.
Формально политика ни при чем — есть немецкое законодательство, которое должно соблюдаться. Понятно, что можно подходить к вопросу тщательно, проверяя каждую букву, или же в ряде случаев посмотреть сквозь пальцы. Также нужно иметь в виду, что любой чиновник прекрасно понимает: в случае чего именно он и окажется крайним. Тем более в таком пикантном политическом вопросе, как «Северный поток-2». Риск в таком деле может обойтись слишком дорого.
В чем, собственно, главная проблема? Законом предусмотрено, что газопроводом должен управлять независимый оператор. Таковым на сегодня является швейцарская компания Nord Stream 2 AG. Немецкие бюрократы говорят, мол, это неправильно, давайте зарегистрируем компанию именно в Германии, чтобы все видели, что это не пустышка, а прозрачная, законная и главное независимая структура. Совершите ряд технических действий, и после этого все прекрасно заработает. Понятно, что этот процесс небыстрый и займет как минимум несколько месяцев. По странному совпадению именно в течение этого времени в Германии появится новое правительство, сменится федеральный канцлер и в целом много всего может произойти.
Что касается логики российской стороны, мы даем понять, что ваши законы — это ваше дело, напридумывали невесть что. Вы же не хотите зимой замерзнуть, так не тяните кота за хвост, тем более у нас тоже есть формальные основания не увеличивать поставки газа. Решать вопрос нужно с точки зрения реального положения дел, а оно таково, что скоро зима, а цены на газ бьют все возможные рекорды. Кроме того, наш общий друг Александр Лукашенко может перекрыть свой участок газопровода Ямал—Европа, так что в ваших интересах ускориться с сертификацией. И вот так получается, что Германия говорит, мол, нет, закон для нас важнее, чем перспектива замерзнуть.
Более того, в сертификационную комиссию для обеспечения большей прозрачности принимаемых решений введены представители Украины, пусть лишь с правом совещательного голоса, но мы же понимаем, что они могут посоветовать. Что еще важно, этот самый оператор трубопровода должен быть именно независимым — не формально независимым, а полностью. В первую очередь он не имеет права дискриминировать других поставщиков газа. Однако их нет, не существует в принципе и взять их негде. Поставщик один — «Газпром», а нужно, чтобы было много. Это не абсурд, а специально построенный барьер.
Понятно, что любое требование можно обойти. Однако в любой момент может найтись неравнодушный гражданин, который потребует начать расследование, сказав, что законодательство нарушено. Так что прокачку газа следует приостановить вплоть до устранения нарушений.
Но какой ни есть, а это закон, и его нужно соблюдать. Такие варианты, как «мы крутые, и это не для нас», не проходят. По крайней мере, некоторые у них считают, что Россия посредством газа хочет прибрать себе Европу, поэтому нужно ее как-то ограничивать. А мы говорим, мол, нет здесь ничего — только бизнес. Конечно же, здесь есть политика, и решать вопрос нужно в рамках общего урегулирования отношений с Западом. Соответственно, чем они хуже, тем больше находится нестыковок в законодательстве и тем дольше длится сертификация.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.