Сеул расширяется в пространстве
Для чего власти хотят создать метавселенную
Метавселенная основателя Facebook Марка Цукерберга подогрела интерес к технологии: виртуальная реальность выходит на государственный уровень. Так, власти корейского Сеула анонсировали, что к концу 2022 года создадут новую концепцию госуслуг, которая будет реализована через специальное пространство. Там цифровые аватары жителей получат доступ к муниципальным услугам, в том числе к сферам экономики, туризма, культуры, рассмотрению жалоб граждан. А через несколько месяцев в метавселенную планирует выйти Барбадос — там хотят открыть посольство своей страны на площадке виртуального мира Decentraland. Как говорят местные власти, это способ увеличить число дипмиссий.
Впрочем, сейчас оба проекта выглядят как пиар-акции, полагает директор направления AR/VR фонда «Сколково» Алексей Каленчук: «Все это так или иначе отыгрыш хайпа разными способами. Если говорить про Барбадос и Decentraland, безусловно, это интересный кейс, но привлечет он только узкую группу криптоэнтузиастов. Вряд ли это создаст какой-то значимый приток туристов или еще кого-то. Если говорить о Сеуле, это тоже как бы хайп, но немножко с другой стороны.
Первый вопрос: а кто-то вообще будет пользоваться виртуальными мирами, которые создаст правительство? Второй вопрос: если будут, то чем продукты, которые они создадут в иммерсивной виртуальной среде, будут лучше, легче, удобнее, чем те, что в плоской? Это вообще-то ключевой вызов для всех метавселенных, насколько получится изобрести удобные продукты для такой среды».
Сам Марк Цукерберг говорил, что на разработку его концепции метавселенной уйдет от 5 до 10 лет. Но продукты от других разработчиков уже активно выходят на рынок. Так, представители компании Sensorium Corporation миллиардера Михаила Прохорова рассказали РБК, что планируют вывести свой проект Sensorium Galaxy на окупаемость уже к 2024 году. Предполагается, что на их площадке аватары живых людей будут медитировать, слушать концерты мировых звезд и покупать цифровые активы. Правда, такие проекты нельзя назвать полноценными метавселенными, говорит президент ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова:
«Для того, чтобы мы могли использовать виртуальную реальность, интерактивные технологии, мы применяем каждый раз новое приложение. Общая идея такая, что нам этого будет не нужно, это будет единый мир, где мы бесшовно переходим из одной комнаты в другую, но при этом их могут создавать абсолютно разные компании.
Если брать, например, Sensorium, то они не подходят под формат метавселенной, которую анонсирует Цукерберг, потому что строят свою закрытую экосистему.
Еще два года назад, до прихода пандемии, подобные решения были не так сильно востребованы. Все без проблем ходили на концерты, никого не интересовал такой опыт взаимодействия. Сейчас опыта интерактива и взаимодействия с цифрой становится больше. Погружение в виртуальную реальность может, конечно, пользоваться спросом. Проводятся концерты, совещания, конференции с использованием виртуальной реальности. Безусловно, рынок и спрос на это есть, но он не такой колоссальный, как, возможно, будет лет через 5–10.
Однако монетизации как таковой пока нет. Она есть, например, у Fortnite, который проводит концерт, и за его организацию кто-то кому-то платит деньги. Для того чтобы провести такое шоу в Fortnite, которое было в прошлом году, требуются большие усилия. Это можно расценивать как инвестицию в будущее. По монетизации это, скорее всего, разовые истории, которые будут создаваться под диджея, музеи, проведение мероприятия для корпорации. Сейчас каждый из проектов фактически формирует рынок. Дальше будет видно, насколько на это реально есть спрос».
В начале ноября о планах выйти на рынок метавселенных заявила компания Nike. Она планирует продавать виртуальные товары, например, цифровые кроссовки, которые пользователь будет покупать для своих персонажей в онлайн-играх или фотографий.